Жить - значит действовать
Блог
0

Действовать, действовать, действовать: название, прототипы, дизайн

Три пути ведут к знанию: путь размышления — это путь самый благородный, путь подражания — это самый легкий, и путь опыта — это самый горький. Конфуций

После того, как я проанализировал рыночную нишу и разделил целевые сегменты, я понял, что пора дерзать и начинать действовать. Можно долго размышлять, но так ничего и не сделать. Можно закончить MBA, получить три высших образования, но так и не открыть ни один бизнес, а только планировать «как нужно» или критиковать других. В действии заложена сила и необратимые процессы. Бездействие – грех для стартапера, тогда как действие – это именно то, что отличает «диванного эксперта» от практика. Все самые известные предприниматели не имели образования или не закончили школу. Тем не менее, это не помешало им создать великие бизнесы: Стив Джобс так и не поступил в институт, Бил Гейтс, после двух лет учебы в Гарварде, бросил ее и основал Microsoft, Ричард Бренсон основал великую компанию Virgin, недоучившись в школе. Вспомним Генри Форда (Ford), Марка Цукерберга (Facebook), Амансио Ортега (Zara) и других не менее известных личностей. «Жить – значит действовать!» — основное кредо таких людей.

Мои первые шаги по проекту я опишу в этом посте. Хронология событий представлена в той последовательности, в которой я приступил к реализации стартапа. Да, это потом я, начитавшись книжек, понял, что важно как следует продумать бизнес-модель, пытаться выявить рыночную долю и сегментировать клиентов. Но на том этапе, в котором я находился в то время, я понимал, что мой проект – это всего лишь стартап, многие переменные в котором не ясны. Стартап в фазе «идея» не стоит ничего. Он может выплыть, а может, и нет. Все догадки и гипотезы по рынку и потребителям могут оказаться ложными. Или наоборот – проект может выстрелить как ракета. Поэтому чем раньше я смогу это понять, тем будет лучше. Но для этого надо сделать продукт и протестировать его на рынке. В моем случае продукт – это сайт, в котором покупатели будут взаимодействовать с кондитерами и заказывать у них сладости. Итак, засучив рукава, я принялся за дело.

 

Выбор названия

Театр начинается с вешалки, а мой стартап начался с выбора названия. Как корабль назовешь, так он и поплывет. И очень большая доля правды в этом есть, ведь хорошее и звучное имя может продавать само по себе. Напротив, плохое имя может вообще никак не продавать и даже мешать проекту в развитии. Хотя название вторично, тем не менее – это то, что будет украшать ваш сайт, ваши визитки, вывеску и т.д. «Как вы называетесь?» — вопрос, который будут задавать все люди, которые захотят с вами сотрудничать: партнеры, сотрудники, инвесторы или просто знакомые, которым вы рассказывает про свой проект.

callme

Nazvanie_dlya_brenda_kak_pridumat

На мой взгляд, если вы окончательно решили делать стартап, то вопрос с именем надо решать сразу. Название может быть рабочим, но лучше определиться с ним изначально. Это как у новорожденного. Если человек родился, то ему уже на первый-второй день придумывают имя, а сегодня ребенка называют еще в утробе матери, когда известен его пол. В моем случае все получилось довольно таки быстро, и роды прошли успешно). Долго не думая, я решил, что раз это агрегатор или маркетлейс, то название должно объяснять потребителю основное преимущество проекта (выбор) и настраивать его на позитив. Я назвал свое детище «Море десертов». Море – неплохое слово, создающее положительные ассоциации, в данном контексте оно означает «много». «МНОГО десертов» или «МОРЕ десертов» — звучало нормально и отражало суть: все сладости здесь!

logo    #LOGO MOREDESERTOV

Основной критерий при выборе названия в IT-проектах — это свободный, звучный, простой домен, который люди как услышат, так и напишут (в идеале должно быть именно так). Название проекта должно быть одинаковым с доменным именем! Фактор запоминаемости очень важен. Есть полно доменных имен, которые никак не запоминаются. Свои мысли про то, как выбрать домен для сайта я излагаю здесь.

MOREDESERTOV.RU — доменное имя, каждая буква которого одинаково слышится и пишется. Я люблю такие названия. Они несложные в написании, легко запоминаются и в названии уже «зашито» преимущество или отражена идея проекта. «МОРЕ ДЕСЕРТОВ», и уже понятно, что мы попали в какое-то место, где есть много сладостей и их можно заказать. На мой взгляд, имя идеально подходило под проект, поэтому поиски этого названия заняли совсем мало времени.

После регистрации доменного имени началась работа по разработке будущего сайта. Здесь я не буду подробно останавливаться на том, с каких источников я брал идеи для сайта и где копировал фишки. За основу я брал 11 сайтов, но это я опишу это в отдельной статье. Итак, название придумано, можно ехать дальше.

 

Прототипы

Прототипы

Прототипирование – это быстрая «черновая» реализация, эскиз, набросок основного функционала всех страниц, которые будут в проекте. Очень многие забывают про создание прототипов, но когда дизайнер начинает рисовать макеты, иногда могут возникнуть нестыковки. То там кнопку забудет, то тут может не правильно вас понять. Во избежание недоразумений с дизайнером, в сложных проектах не игнорируйте работу над прототипами! Чем подробнее вы их выполните, тем лучше. Хорошие прототипы – это как путеводитель для дизайнера, по нему также могут оценить работу программисты. Если вы хотите подсчитать бюджет на проект, но не вкладываться в него в плане дизайна, то советую заказать несколько прототипов и отправить программисту или в студию web-дизайна для оценки работ. Так, вы сможете получить примерную стоимость, и не будете стоить иллюзии на счет бюджета на разработку. Прототипы позволяют лучше понять юзабилити.

Конечно, если у вас блог или корпоративный сайт, то прототипы не нужны. Но если планируется сложный стартап с кучей нестандартных страниц, то нужно отрисовать их сначала в виде блоков в черно-белом варианте. Такие план-схемы сэкономят время в будущем. При этом их можно рисовать карандашом от руки, так и с помощью программы.

Т.к. я немного знаю Photoshop, то созданием прототипов я занимался самостоятельно. Я рисовал в черное-белом варианте прототипы основных страниц, писал ТЗ для дизайнера, изучал, как устроена продажа товара на сайтах кондитерским фирм. В результате все основные страницы, такие как главная, каталог, карточка товара, корзина, профили и другие я нарисовал своими силами.

Главная

Каталог

 

Карточка товара

Однако не все моменты были понятны, и пришлось прибегнуть к услугам специалистов. Необходимость была в понимании, как будет выглядеть личный кабинет кондитера, страницы добавления товаров и отображение их в каталоге личного кабинета.

Личный кабинет_ОТЗЫВЫ

Личный кабинет-Настройки

Личный кабинет-Настройки_2

ЛП кондитера Каталог_

Личный кабинет_начинки

Было еще много страниц, но я указал основные.

 

Дизайн

Дизайн — это не то, как выглядит вещь, а то, как она работает. Стив Джобс

Дизайн рисуется на основании прототипов, из черно-белого проект превращается в цветной. Сегодня пользователи оценивают сайты в течение 3-5 секунд, глядя на сайт очень поверхностно. Поэтому если сайт не соответствует восприятию пользователей, то они его закрывают сразу же, а вы лишаетесь клиента. Может быть на день, неделю, а может и навсегда. Зависит в первую очередь от степени нужности вашего продукта. Но если вас «закроют», то потом могут уже не вспомнить. У вас плохое юзабилити или старомодный дизайн? В первую очередь сайт должен быть «в тему» у вашей ЦА. Например, если у нас маркетплейс, то не было смысла рисовать огромную шапку сайта с большим логотипом. Сайт в таких проектах должен быть не столько красивым, сколько функциональным. Также сайты типа «маркетплейс» отличаются тем, что у них есть профили пользователей, которые добавляют свои товары.

Дизайн сайт нужно выполнять в современном стиле, и эту работу лучше всего поручить дизайнеру. Если вы запускаете сначала MVP, то достаточно всего нескольких страниц. В моем случае, я решил делать сразу все страницы проекта, поскольку в нем есть личные кабинеты, профили и другие нестандартные вещи. Можно купить готовый шаблон в магазине типа themeforest.net или найти в интернете бесплатный вариант. Однако не все подойдет, нужно тщательно искать то, что нужно ИМЕННО ВАМ. Плюс в использовании покупного готового шаблона – это его дешевая цена. Минус – гибкость. В 99% случаев, вы не сможете подстроить его под себя без дополнительной работы типа «тут подправить, там убрать». Эксклюзив стоит всегда дороже, в зависимости от уровня дизайнера, и вам сделают, как вы хотите. Но это, на мой взгляд, самый лучший вариант, поскольку вы будете непохожими и уникальными. Ваш сайт не будет похож на сайт конкурента. Стоит ли брать шаблон и сэкономить или заказать разработку у профессионального дизайнера и получить эксклюзив – решать каждому стартаперу. Я пошел по второму пути.

Перед разработкой дизайна, я сформулировал подробное ТЗ на дизайн, ТЗ на логотип, также у меня были готовы все прототипы страниц. К счастью, дизайнер попался толковый и местами лучше чувствовал стиль проекта. Уже спустя 2 недели я получил первый набросок. И был доволен, но вся основная работа еще предстояла впереди.

Море десертов_набросок

Цветовой паттерн

Спустя еще 3 месяца мы активно редактировали и исправляли все страницы, поскольку не всегда мое видение совпадало со взглядом дизайнера. Больше всего не понимал он, как нужно рисовать личные кабинеты, поскольку проект «Море десертов» — весьма специфичный. И в этом были трудности, поскольку иногда методом «тыка», мы приходили к какому-то решению. Так мы дошли до финиша. Это было летом 2015 года, когда под звуки фанфар я, наконец-таки, получил то, что хотел. Во всех страницах был единый стиль, кроме того, все было сделано профессионально.

Море десертов_окончательно

Каталог_1

Карточка товара_торты

404-ошибка

Регистрация кондитера

Профиль кондитера

Настройки профиля у кондитера

ЛК кондитера_начинки

Надо сказать, что я стремился к полностью законченному варианту дизайна, поэтому заказывал сразу дизайн всех страниц. Думаю, если бы сегодня я начинал по-новому делать этот проект, то я бы сначала сделал прототипы + дизайн только основных страниц. После я бы запустил MVP для тестирования действий и дорисовывал по ходу. Но тогда это было не понятно. Прошло много времени с того момента, когда был сделан дизайн всех страниц и по сегодняшнее число. Сейчас над сайтом работает программист. Но если бы я запустил сайт в MVP сырой и недоработанный, то я бы мог уже БЫТЬ В РЫНКЕ и понимать – стОит овчинка выделки или нет. Скорость – это друг стартапера, но в тот момент я не учел этот важный фактор, доводя дизайн до совершенства и пытаясь сделать законченный продукт.

qu1

 

***

Из всего, что я написал в этом посте, начиная стартап после анализа идеи, я советую делать в первую очередь прототип — MVP. Это дизайн основных страниц, которые нужно сверстать, спрограммировать и запустить на рынок. Как будет выглядеть сайт окончательно, и как он будет называться – это все потом. Все это можно придумать и сделать по ходу движения. Главное, чтобы оно было. Также на начальном этапе очень важно оценить стоимость разработки, поэтому я рекомендую закинуть прототипы для оценки программистам. Так можно понять бюджет, который нужен. Но прикидывать долго не стоит – идею можно проверить, только если визуализировать ее прототипами.

Поделиться в соц. сетях

Блог
0
Похожие записи
header-faq
Вопросы, вопросы, вопросы…
shutterstock_119233999-3960x2487
Анализ идеи и востребованность кондитерского маркетплейса
ЧТО ЕСТЬ НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ В МОРЕ ДЕСЕРТОВ
Что есть на сегодняшний день в нашем проекте

Оставьте Ваш комментарий

Ваш комментарий*

Ваше имя*
Ваша веб-страница