MVP_2
Блог, Общее, Стартапы
0

MVP или финальный продукт?

Рим не был построен за один день или по-нашему Москва не сразу строилась…

Ох, что это загадочное западное слово из трех букв — MVP? Первоначально я не понимал, с каким соусом его едят)). Но когда начал читать западные книги Стива Бланка, Эрика Риса, А.Остервальдера и др. со временем это понятие прочно улеглось в моей голове. Хотя MVP можно не использовать в стандартных, «классических» бизнесах, он практически не заменим в стартапах, с неизвестным рынком, бизнес-моделью и прочими вещами. Давайте сразу перейдем к делу. В этом посте мы разберемся, что такое MVP, и я покажу свое видение его для проекта «Море десертов», который мы разрабатываем. Пристегните ремни!

 

Что такое MVP и для чего он нужен

При создании нового продукта нужно стремиться к разработке MVP  (Minimum Viable Product или минимально жизнеспособный продукт). MVP должен решать как минимум одну важную, но не обходимую потребность клиента (на самом деле многие стартапы решают 1-2 основные проблемы клиента). Термин 100% западный и очень часто применяется при запуске IT-стартапов, когда не понятна бизнес-модель, нужность продукта, целевая аудитория и т.д. Хотя этот подход можно применять и при запуске любого физического продукта. Вспоминается старина Генри Форд, который изобрел автомобиль. Несмотря на то, что его первая конструкция имела массу недостатков (большой размер, неудобство и т.д.), он смог протестировать его на массовом рынке и поставил дело на поток. Продукт пошел. Однако Форд не сделал сразу усовершенствованный вариант, а дорабатывал его с учетом мнения потребителей. Уже тогда Форд считал, что продажа – это только первый шаг отношений с клиентом. Он постоянно совершенствовал свою «Модель Т» и вносил изменения в чертежи. Каждая новая версия автомобиля была лучше предыдущей. Но вернемся к нашим баранам. Для чего нужен MVP вообще? Есть две основные причины такого подхода: 1. сэкономить ресурсы, 2. опередить конкурентов.

Экономия ресурсов посредством MVP. Представим, что вы пилите новый IT-сервис и готовите его к выходу на рынок? Есть 2 варианта реализации вашего стремления. Первый — вы тратите год-два-три своей жизни, оттачиваете и шлифуете его бесконечности, доводите до совершенства. Каждая строчка в коде будет вылизана, каждая менюшка на сайте не останется без внимания, каждая иконка, баннер… Вы перфекционист и хотите получить идеальную картинку, которая засела у вас в голове.  После значительных усилий и потраченного времени, денег вы показываете свое детище на суд общественности. Проект не нравится потребителям, они считают, что его устаревшим/дорогим/не нужным и т.д. Вносить изменения в проект — это очень трудозатратный процесс, который выливается опять в потерю времени и сил. Второй случай, когда вы запускаете проект «на коленке» буквально за 2-3 недели, т.е. запиливаете сырую/недорабованную версию продукта и смотрите реакцию потребителей. Вы тестируете его на потребителях и прислушиваетесь к их мнению. Если что-то им не понравилось, то вы проводите итерацию и меняете какой-то функционал. Первый сценарий развития событий — это каскадная модель вывода продукта на рынок, а второй – модель развития потребителей (customer development). В первом случае, желания ваших клиентов нужно угадать на 100% , иначе вы потеряете кучу времени, денег и сил на его доработку. Второй случай подразумевает, что вы обойдетесь малой кровью: если ваш продукт понравится кому-то в такой сырой версии, то это уже хорошо. Продукт дорабатывается с учетом мнения клиентов после каждой итерации! Если он не понравится вообще никому, то вы тихо закроетесь, тем самым сэкономив и деньги, и время, и силы. Какой вариант развития событий вы предпочтете?

Если вы ответили, что вариант customer development для вас наиболее приемлем, то вместо выхода 100%-ного законченного продукта, вам нужен его менее функциональный аналог. Следует понимать, что MVP – это всего лишь отправная точка от начала пути. Он должен состоять из минимального набора функций, жизненно-необходимых для клиентов. После запуска MVP начинается настоящая работа. Необходимо говорить с вашими клиентами и спрашивать их о том, что им нравится и НЕ НРАВИТСЯ. Вы должны получать обратную связь и улучшать ваш продукт на основе этих мнений. И Генри Форд тут абсолютно прав. Feedback рулит!

ButterflyLifeCycle

Такой пошаговый подход подтверждает известную песню, когда «Москва не сразу строилась» или поговорку «Рим не был построен за 1 день». Вы можете иметь видение всего проекта сразу, но чтобы его сделать нужно очень много времени. Гораздо больше, чем вы думаете! Самый большой риск, с которым сталкиваются большинство стартаперов – это потратить много времени, денег, нервов и сил на продукт, который окажется никому не нужным. Запуская MVP, вы сокращаете эти риски, получая обратную связь от реальных клиентов как можно раньше. Вы экономите ресурсы.

Вторая важная задача MVP – это опередить конкурентов. Если у вас клевая и уникальная идея, то готовьтесь к тому, что ее сдуют и воплотят. Это я гарантирую 100%. Даже если идею у вас не сдули, а она пришла кому-то еще, то выигрывает быстрый. Если вы тратите кучу времени на разработку и шлифовку продукта, то вас могут опередить более скоростные соперники. Они будут впереди вас, а вам оставят крошки со стола. Скорость – это друг стартапера, промедление не должны быть вашим союзником. Нужно приложить все усилия, чтобы выйти на рынок первым, для этого нужно заготовить пусть и сырой, но нужный MVP.

Не нужно бояться, что ваш продукт будет настолько сырой, что станет отпугивать потребителей. Главное, чтобы у пользователей был огромный интерес, и они были готовы им пользоваться: читать контент, скачивать приложения, регистрироваться, проявлять активность. Будут те, кто скажет «фу», но больше должно быть тех, кто говорит «вау». Хорошо, когда у одних ваш продукт вызывает позитив, у других – негатив (не забываем, что мы делаем проект не для всех). Как писал Гай Кавасаки «Вас должно беспокоить только безразличие» (!!!). «Если вам не стыдно за ваш продукт, значит, вы поздно вышли на рынок» — сказал в одном видео Дмитрий Калаев из ФРИИ.

 

MVP «Море десертов»

В теории все просто, но в процессе создания MVP возникает море вопросов. Какая основная проблема клиента? Сколько функций должны быть в моем MVP? На какие мнения ориентироваться? Как узнать, когда MVP следует делать полнофункциональным продуктом? Что я могу показать людям сейчас, а что потом? 

В нашем проекте клиенты — это как кондитеры, так и покупатели, поэтому потребности у них разные. Весь проект «Море десертов» мы разбили на 5 этапов. Каждый из них был разбит на мелкие задачи в Trello, про которые я писал. Мы решили, что в первом и втором этапе мы сделаем самые значимые задачи, после их реализации можно будет запускать MVP.

Чтобы разобраться с MVP, нужно составить полный список всех функций, и методом вычеркивания тех, которые могут быть оставлены на потом, оставить самые главные. Советую при выборе функций MVP делать их не более пяти. У меня получилось 10 основных функций MVP (но это для кондитера и покупателя в сумме):

для покупателей: 1. возможность выбора города, в котором находится покупатель, 2. поиск товара по каталогу при помощи фильтров, 3. выбор параметров товара в карточке товара, 4. возможность заказать товар через корзину, 4. поиск по сайту товара или кондитерской, 5. общее информирование о проекте — кто мы, что мы и т.д.

для кондитеров: 1. управление настройками профиля (описание кондитерской, условия доставки оплаты и т.д.), 2. загрузка товаров (торты и десерты), 3. загрузка начинок, 4. отчеты по текущим заказам, 5. отчеты по завершенным заказам.

Далее опишу более подробно почему именно такой функционал мы решили использовать в MVP.

Для кондитера очень важны профили. Мы рискнули предположить, что ни один кондитер не пойдет на площадку, если он не сможет создать свой профиль. Была выдвинута гипотеза, что кондитер должен зарегистрироваться в системе самостоятельно. Потом кондитер может изменять настройки профиля: менять аватару, заполнять информацию о своей кондитерской, условия доставки и оплаты, устанавливать время работы. Кондитер также может добавить адрес и контактные данные своей кондитерской. Все данные будут отображаться в общедоступном профиле.

Вход для кондитера

Вход для кондитера

Настройки кондитера

Настройки кондитера — Описание кондитерской

Настройки кондитера_2

Настройки кондитера — Контактные данные

Настройки кондитера_3

Настройки кондитера — Доставка и оплата

Мой профиль_1

Профиль кондитера — Информация

Мой профиль_2

Профиль кондитера — Доставка и оплата

Кроме основных настроек учетной записи, я решил, что кондитер должен самостоятельно управлять своими товарами и формировать свой профиль тортами и десертами. Они также будут доступны в общем каталоге кондитеров. Необходимо было спроектировать формы добавления нового торта и десерта, что мы и сделали.

 Добавить новый торт

Формы добавления нового торта или десерта

Для того, чтобы в проекте смогли быть покупатели, необходимо создать для них условия существования. Для этого в MVP мы решили включать настройки покупателей, чтобы зайдя на сайт, они могли управлять своими профилями. Например, загружать аватару, фон профиля, возможность добавлять адрес и информацию о себе.

Настройки покупателя_1

Настройки профиля покупателя

Настройки покупателя_2

Настройки профиля покупателя

Для покупателя важно удобство. Поэтому зайдя на сайт он может преследовать одну значимую цель – удовлетворить свое желание заказать торт (наша мечта))) Сценарий такой – покупатель заходит на сайт, выбирает город, ходит по каталогу, выбирает понравившийся товар, далее входит или в карточку товара или в профиль кондитера и заказывает товар через корзину. Также покупатель может воспользоваться поиском и фильтрами каталога.

Выбор города

Выбор города

Каталог товаров

Каталог товаров

Карточка товара _ торт

Карточка товара

Корзина_1

Корзина, шаг 1

Корзина_2

Корзина, шаг 2

Поиск товаров

Поиск

Весь процесс заказа товара должен отображаться у кондитера в личном кабинете. Если заказ только поступил, то кондитер видит его в таблице «Текущие заказы», если заказ выполнен, то кондитер может посмотреть «Отчеты по заказам».

Чтобы сайт выглядел как сайт, я решил, что в MVP нужно включать статичные страницы для того, чтобы пользователи понимали, куда они попали. Так родились страницы – FAQ, О проекте, Пользовательское соглашение (для покупателей), Договор публичной оферты (для кондитеров), Контакты обратной связи и т.д. Ну и главная страница, как стартовая точка при заходе на сайт. Встречают по одежке.

Контакты

Контакты

FAQ

FAQ

Главная страница

Главная страница

 

***

Самый большой риск для стартапера – это потратить кучу времени и сил на разработку никому не нужного продукта. Для этого придумали MVP – намного облегченная версия, с помощью которой можно определить заинтересованность аудитории в вашем начинании. Разработка продукта занимает куда больше времени, чем вы думаете на самом деле, поэтому запуск MVP – это верная стратегия.

Поделиться в соц. сетях

Блог, Общее, Стартапы
0
Похожие записи
Создай свой СТАРТАП
Как все начиналось…
1394826309_0-internet-market-labi
Как выбрать товар для интернет-магазина? 11 эффективных советов для интернет коммерсантов
10 ошибок стартапа
10 роковых ошибок в стартапе по книге А.Хомутова «Исповедь стартапера»

Оставьте Ваш комментарий

Ваш комментарий*

Ваше имя*
Ваша веб-страница