%d0%b4%d1%80-%d0%bf%d0%b0%d0%bf%d1%8b-%d0%bf%d0%b8%d0%ba%d1%81%d0%b5%d0%bb%d1%8c
Блог, Общее
0

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается… Мы запустились!!

Долго ли коротко ли, но мы наконец-то открылись. Да, мы наконец-то сняли завесу и запустили наш сервис «Море десертов». Теперь сайт moredesertov.ru заработал. Официальное открытие состоялось 11 декабря 2016 года. Конечно, прошло немало времени, и роды у нашего «ребенка» были долгие. Но были факторы, которые отчасти не зависели от меня лично. В этом посте, вспомню основные ошибки перед открытием, дам несколько советов тем, кто решил делать стартап. Впереди нас ждет много работы, поскольку развитие проекта сегодня — это основное.

 

Несколько советов тем, кто решил открыть IT-стартап

Начнем с советов. Конечно, их мне еще рано давать, но тем не менее поделюсь мыслями с теми, кто решил связаться с IT-стартапом. Но для начала опубликую для информации пост Павла Дурова о его опыте Вконтакте. Здесь вся суть стартапа, как мне кажется или вообще любого проекта. Эти слова нужно высечь на камне и поставить в офисе:

«Прошло 10 лет. Публикую 10 уроков, которые я получил в процессе создания ВКонтакте:

1. Все можно делать быстро. Первую версию ВКонтакте в 2006 году я собрал за месяц. Расти она стала сразу. Вопреки расхожему мнению, работа делается либо быстро и качественно, либо долго и плохо.

2. Все *нужно* делать быстро. Вместе с ВКонтакте в 2006 году возникло еще несколько сайтов с той же концепцией. Сейчас они забыты только потому, что ВКонтакте развивался быстрее.

3. Расти нужно в ту сторону, которая органична. ВКонтакте вырос из успеха форума СПбГУ, форум СПбГУ – из успеха сайта для филологов. Каждая следующая ступень должна основываться на фундаменте имеющегося успешного опыта.

4. Люди – не идиоты. Они чувствуют – часто подсознательно – качество того, что Вы предлагаете. Каждая приятная мелочь и продуманная деталь, сколь бы несущественной она ни казалось, приносит новых преданных пользователей.

5. Cовмещать несколько ролей – эффективно. Первые месяцы существования ВКонтакте я создавал весь код, графику, формулировки, интерфейсы, маркетинг. Совмещение позволило устранить расход времени на коммуникацию.

6. Слушать стоит только свою интуицию. Всякий раз, когда я прислушивался к мнению “старших и разумных”, я терял время. Если Вы чувствуете, что надо делать, – игнорируйте мнение авторитетов.

7. Количество не переходит в качество. Команда ВКонтакте была небольшой, но состояла из талантливых и мотивированных людей. Такая команда эффективнее армии работающих за зарплату наемников.

8. Доверять на 100% никому не стоит. Не имеет значения, насколько Вы считаете кого-либо заслуживающим доверия и сколько лет его знаете – ключевые вопросы лучше контролировать лично.

9. Страх не имеет смысла. За время управления ВКонтакте было многое – DDoS-атаки, уголовные дела, акционерные войны, плавящиеся сервера, медийные войны, иски, интриги.

10. Эмоции не продуктивны – делайте то, что нужно сделать.
Принципы важнее выгоды. ВКонтакте отстаивал интересы пользователей, пока его конкуренты предавали их в угоду рекламодателям, акционерам, чиновникам. Принесение блага другим – единственно возможная причина истинного успеха.»

%d0%bf%d0%b0%d0%b2%d0%b5%d0%bb-%d0%b4%d1%83%d1%80%d0%be%d0%b2

Добавлю свои 5 копеек в эту тему. Что нужно делать, открывая IT-стартап:

— делайте стартап не ради стартапа, не ради денег и увеличения кошелька, а ради служения. Идея должна вам нравиться. Генри Форд говорил, что любое дело обречено, если во главу вы ставите наживу. Думать надо о своей миссии и служении. Кто-то скажет, что идея может быть не по душе, главное — ее делать. Не согласен. Идея должна вам жечь сердце, если это не так, то энтузиазм может пропасть быстро. Мне слава богу, очень нравится идея кондитерского сервиса, весь вопрос выстрелит она или нет.

надо делать все быстро, даже мегабыстро. Тут я с Павлом согласен на 100%. «Война любит победу и не любит продолжительности» – говорил китайский полководец Сунь-цзы в трактате «Искусство войны» . Даже любой стартап, пусть самый ужасный, но выпущенный на рынок в 1000 раз лучше, чем идеальный стартап, но не показанный никому. Мы делали очень долго, последний год мы только и занимались программированием. Оглядываясь назад я понимаю, что скорее всего можно было сделать за 1-2 месяца, то, что мы пилили год, если бы я сразу решил делать на правильном движке и нашел правильных людей. В общем, самый главный совет – как можно раньше запускайте ваш проект и работайте с потребителями.

команда – все. Лучше потратить побольше времени на поиск команды, чем потом довольствоваться посредственным партнером. Лучше всего, если изначально в проекте трое основателей, разделяющих роли производственника, маркетолога и финансиста. Или двое, ну никак не один. На начальном этапе у нас так и было, потом подключился второй. Скажу, что не стоит работать с тем, с кем не комфортно, с кем есть какие-либо недопонимания. В команде все должны служить на благо стартапа и все должны работать с 300% самоотдачей. Если один занимается делом, а другой работает и уделяет стартапу час-два в выходной день, то ничего у вас не получится. Про команду я еще напишу.

— начинайте работать с целевой аудиторией как можно раньше. Это также относится к вопросу быстрого запуска. Чем раньше начнете общаться и выявлять проблемы клиентов, тем лучше. Я совершил здесь ошибку, но сейчас мы можем втиснуться в клиентский сегмент.

— роль MVP действительно очень важна, но не стоит делать уж очень сырой продукт, как учат в книжках. Также важна роль дизайна, т. к. многие разбираются в нем. Если сделать очень корявый, кривой сайт с невзрачным дизайном, то туда могут просто не пойти. Такое отталкивает. В идеале запустить с красивым, но не доработанным дизайном и функционалом на некоторых страницах. Остальное можно всегда доделать по ходу.

всегда подходите к неудачам и итерациям с юмором. Неудачные шаги – это часть победы, поэтому не стоит думать «ой, вот тут я залажал, не правильно сделал менюшку…» Стартап для того и стартап, что в нем можно по ходу дела исправить некоторые моменты. Стартап идет от неудачи к неудаче. Вам следует это понять и запомнить и быть оптимистом. Даже если стартап не взлетит, то не стоит паниковать. По нашему стартапу сказать пока сложно, пойдет или нет зависит от многих факторов. Сложно сказать, что из себя представляет наш стартап — яму, утес или тупик. Если в течение N-ого периода времени он не наберет критическую массу, то его придется закрыть. «Режь убытки на корню, прибыли позаботятся о себе сами» — главное правило в трейдинге работает и в стартапах.

 

Что нас ждет впереди?

Тот план, что я писал ранее, надо претворять в жизнь. Работа будет такая:

  1. Тесно работаем с кондитерами через соцсети, email, avito, поисковики
  2. Ищем параллельно людей в команду. Нужны дизайнер, таргетолог соцсетей, специалист по контекстной рекламе.
  3. Пишем в СМИ, рекламируемся
  4. Проводим конкурсы, розыгрыши, это всегда привлекает людей
  5. Молимся и шаманим 🙂

 

***
Как и любому ребенку, появившемуся на свет, стартапу в первые дни своего существования очень нелегко. Вот пилили-пилили и наконец надо показывать, что напилили. Но вечно разрабатывать мы не можем, да и нужно определяться – пойдет или не пойдет проект. У ребенка есть мама, которая пожалеет, накормит и споет сладкую песенку перед сном. У стартапа такой «мамы» нет, разве что у некоторых стартапов изначально есть менторы и инвесторы, однако это не про нас J
Далее я буду писать почаще, примерно 1-1,5 раза в неделю и буду выкладывать результаты работы о продвижении стартапа. Будут графики, статистика, мысли…

Ждите обновлений…

Поделиться в соц. сетях

Блог, Общее
0
Похожие записи
Доли_2
Мы делили апельсин или тонкости распределения долей в стартапе
Создай свой СТАРТАП
Как все начиналось…
Как выбрать доменное имя
10 правил как выбрать домен для сайта

Оставьте Ваш комментарий

Ваш комментарий*

Ваше имя*
Ваша веб-страница