header-faq
Блог
0

Вопросы, вопросы, вопросы…

Этот пост будет о моих размышлениях. Приведу список вопросов, которые меня мучают в последнее время. Ради удобства я объединил все вопросы в подгруппы – вопросы по кондитерам, покупателям, по монетизации, функционалу и т.д. Возможно, ответы на некоторые из них как облака на картинке, какие-то всплывут после тестирования, а некоторые я постараюсь раскрыть здесь и сейчас. 

 

Вопросы по кондитерам:

  1. Будут ли кондитеры пользоваться площадкой, если там первое время не будет покупателей? Извечный вопрос – что первично «курица или яйцо». Покупатели не пойдут туда, где нет кондитеров. Кондитеры не пойдут туда, где нет покупателей. Замкнутый круг для большинства маркетплейсов на начальном этапе. Но стандартно такие проекты начинают так: сначала привлекаются партнеры, а потом проводятся рекламные кампании на покупателей. Логично, тем более, что кондитеров привлечь гораздо легче. Вспоминаю многочисленные истории основателей стартапов, которые говорят, что после запуска очень сложно уговорить партнеров размещаться на «пустом» сайте, посколько на этом этапе ценности он не несет.
  2. Разберутся ли кондитеры в функционале, который мы им предоставим? Не слишком ли функционал сложный? В принципе функционал, на мой взгляд, понятный — есть настройки, есть товары, условия работы… Но кондитеры на 90% — это производственники, и они не всегда как школьники или фрилансеры «сидят» в интернете. Однако этого и не требуется ведь стоит 1 раз загрузить свой профиль и добавить свои работы. Остальные можно загружать по мере их создания. В случае необходимости, мы можем прийти на помощь, заполнив профиль за кондитеров и добавив товары за них.
  3. Будут ли кондитеры самостоятельно создавать товары в своем кабинете? Или это будет делать менеджер проекта? И это очень самый важный вопрос, поскольку сами кондитеры должны проводить на сайте время, чтобы заполнять свои профили и показывать свои товары. Изначально в ходе проектирования проекта, можно было пойти двумя путями. Первый – это когда кондитеры управляют своими профилями, добавляют товары и начинки. Второй вариант подразумевает, что мы берем на себя управление профилями и сами заносим товары. Второй вариант в плане функционала получается легче, но мы пошли по первому пути, чтобы дать максимальную гибкость кондитерам. В компании Deliveryclub это делают менеджеры сервиса, снимая с партнера вопросы по размещению меню на сайте и максимально облегчая ему задачу. Возможно в этом есть толк. Но я хотел сделать так, чтобы кондитеры не были ограничены и смогли самостоятельно взаимодействовать друг с другом. Тем более, что в нашем проекте есть лента заказов и было бы логично, чтобы дать кондитерам право давать свои предложения в ней (см. далее).
  4. Насколько востребована будет у кондитеров лента заказов? Надо сказать, я очень много думал над этим вопросом. %d0%b7%d0%b0%d1%8f%d0%b2%d0%ba%d0%b8-%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d0%ba%d0%be%d0%bd%d0%b4%d0%b8%d1%82%d0%b5%d1%80%d0%be%d0%b2С одной стороны это хорошо для покупателя. Многие сегодня очень заняты. Искать кондитера и перелопачивать тонну тортов хотят не многие. Зашел на сервис – оставил заявку и получай предложения. Удобно. Но для кондитера – это значит, что они будут проводить время на сервисе и отвечать на заявки. Возможно, «домашние» кондитеры располагают временем (как свободные художники), но будут ли это делать кондитерские компании? Это пока вопрос. С другой стороны, никто не говорит, что нужно обязательно пользоваться лентой заказов, никто не принуждает. Можно просто размещать свои порфолио, заполняя их лучшими работами, а лента нужна больше для того, кто хочет поучаствовать в тендерах, кто на данный момент свободен и ищет заказы.
  5. Какой наиболее значимый сегмент в проекте – домашние кондитеры или кондитерские фирмы? Почему? Это тоже основной вопрос с сегментацией B2B, поскольку это 2 разных класса как по уровню исполнению работ, так по организации бизнеса. На кого сделать основной акцент?
  6. Составлять ли договор с каждым кондитером/кондитерской или обойтись договором оферты на сайте? Это вопрос как контроля, так и взаимодействия с партнерами. Рассмотрим, как это происходит в проектах, с которых я брал идеи:

Deliveryclub.ru – составляют с каждым партнером агентский договор. Партнер допускается на сервис только после подписания договора и Деливери четко контролирует ситуацию. А для покупателей есть партнерское соглашение http://www.delivery-club.ru/agreement/

Boommy.ruhttp://boommy.ru/content/useragreement — есть общее пользовательское соглашение для пользователей типа договора оферты. С каждым партнером не заключается отдельный договор, но тут P2P-рынок.

Flowwow.comhttp://flowwow.com/info/agreement/ — для партнеров сделан договор публичной оферты, а для покупателей разделы «Персональные данные» и «Конфиденциальность».

Склоняюсь к тому, чтобы просто сделать договор оферту и выложить ее на сайт. При этом если кондитер присоединяется к сервису, то должен принять условия оферты. С каждым кондитером заключать договор — это очень трудоемко, хотя договор будет лучшим решением в случае каких-то событий, т.к. он будет типовой для всех. Для покупателей будет отдельное пользовательское соглашение также на сайте. Это стандартно.

 

Вопросы по покупателям:

  1. Каким способом покупатели будут оформлять заказы в большинстве случаев? Итак, важный вопрос, какой канал коммуникации окажется наиболее важным для покупателей — лента заказов, телефон или личные сообщений на сайте (следующий шаг), чтобы они общались с кондитерами? В идеале будет лучше, если заказы будут оформляться через сайт, автоматически минуя консультанты и телефоны, потому что это дополнительная нагрузка на службу поддержки. Однако будут такие, кто может звонить или писать. Пока не знаю, оформлять заказы таким образом, ведь мы не знаем товар лучше кондитера. Но думаю, что можно просто отключить консультант, как это сделали в Delivery-club, а при звонках покупателя отправлять к конкретному кондитеру.
  2. Будут ли покупатели повторно возвращаться на сайт после заказа? Что для этого нужно сделать? Повторные продажи в конечном итоге влияют на прибыль и на юнит-экономику. Как сделать, чтобы после первого заказа покупатели возвращались на сайт? Например, агрегаторы типа Delivery Club и ZakaZaka после каждого заказа начисляют определенное количество баллов, которые покупатель может потратить на еду.

  %d0%b5%d0%b4%d0%b0-%d0%b7%d0%b0-%d0%b1%d0%b0%d0%bb%d0%b8-%d0%b4%d0%b5%d0%bb%d0%b8%d0%b2%d0%b5%d1%80%d0%b8

zakazaka_%d0%b5%d0%b4%d0%b0-%d0%b7%d0%b0-%d0%b1%d0%b0%d0%bb%d0%bb%d1%8b

Бальная система, на мой взгляд, всегда работает. Например, она хорошо применяется в сети магазинов М-Видео, где после каждой покупки начисляют определенное количество баллов, которые можно потратить на дальнейшие заказы. Тем самым магазин привязывает к себе и заставляет приходить снова. Я всегда пользуюсь такой штукой и считаю баллы и скидки. По опросам моих знакомых — многие покупают именно в М-Видео, потому что «там хорошие скидки».

  1. Будут ли покупатели использовать ленту заказов, чтобы в несколько действий оставить заявку? Лента заказов необходима для покупателей, но будут ли ей пользоваться – это вопрос. Удобный сервис – это сегодня залог успеха, но необходимо, чтобы покупатели оценили его. Мы хотим перевернуть рынок. После проведенного анализа стало ясно, что покупатели тратят от 1 до 3-х часов в поисках торта, а некоторые не могут определиться вообще. Мы хотим упростить жизнь нашим покупателям, которым нужен какой-то уникальный торт, но они не знают, у кого заказать. Оформляя заявку через ленту заказов или делая быстрый заказ, покупатели могут выбрать из тех, кто присоединился, и сравнить лучшие условия.

 

Вопросы по продвижению:

  1. Какой основной канал для привлечения покупателей выбрать? Почему именно его? По каналам сбыта я думаю следующее. Приоритет – это контекстная реклама, социальные сети и работа со СМИ. Рассылки будут работать, но на увеличение повторных продаж, когда будет какая-то база. Сейчас о e-mail маркетинге говорить рановато.
  2. Правильная ли стратегия «от регионов в столицу» или действовать наоборот – от столицы к регионам? Это стратегический вопрос с продвижением проекта. Я решил, что в Москве ставки по контекстной рекламе очень велики, поэтому прицел делаю сначала на регионы. Если сервис покажет свою эффективность в регионах, то в Москву можно попасть уже потом. Но я могу ошибаться. Сейчас очень много кондитеров именно из Москвы и Санкт-Петербурга, однако есть еще мастера из Казани, Белгорода, Твери, Уфы и т.д.

 

Вопросы по монетизации:

  1. Будет ли оправдана транзакционная модель монетизации или это будет подписка? Самый главный вопрос, который пока без ответа. Неоднократно писал, что планируется монетизироваться по транзакционной модели. При этом комиссиия за сделку должна перекрывать стоимость привлечение одного клиента. Даже если CAC = 100 руб., а ARPU = 200 руб., то с одного клиента мы зарабатываем +100 руб.

 

Общие вопросы:

  1. Брать ли предоплату с покупателей и все проводить через сервис или же пусть это решают сами кондитеры? Здесь такой момент. Если изначально брать предоплату с покупателей на новом молодом сервисе, то это не поймут. Сам факт предоплаты может отпугнуть покупателя, т.к. сайт не вызывает доверия. Доверие формируется отзывами, многочисленными довольными покупателями, социальной «тусовкой» и др. факторами. Что я думаю, по поводу предоплаты? Если мы позиционируемся как площадка, то эстафету мы передаем кондитерам. Они сами решают — брать или нет предоплату с покупателей. У каждого кондитера свои условия работы, выработанные годами. Мы лишь создаем им почву для дальнейшего роста.
  2. Как гарантировать безопасность сделки для покупателя? Один из самых важных вопросов, который терзает. Хорошо когда есть идеальный покупатель и добросовестный кондитер. Один купил, другой продал. Все довольны. Но в каждой бочке меда найдется своя ложка дегтя. Возможны случаи, когда покупатели не будут довольны качеством обслуживания или товара. Например, кондитер решил «смухлевать» и продал просроченный торт. Как быть в таких ситуациях? Да, я уверен в сервисе на 100%, но я не могу на 100% положиться на кондитеров, которые могут так поступать. Выход видится такой. Проверять каждого кондитера мы не сможем, однако есть такой механизм как «Безопасная сделка». Это применяют во фри-лансе, когда ни заказчик, ни исполнитель не уверены в друг друге. При этом заказчик переводит деньги на определенный счет сервиса. Деньги резервируются до того момента, как заказ не исполнен. После этого деньги выплачиваются исполнителю за вычетом комиссии за такую услугу. Вполне работающая модель во фрилансе, однако неизвестно как она будет здесь. Надо сказать, что «Безопасная сделка» возможна в разных вариантах и нужно додумать эту мысль до конца. Кстати, в случае, если покупатель будет не доволен качеством товара или сервисом в целом, он может написать свой отзыв на кондитера. Этот отзыв сминусует рейтинг и товары кондитера будут располагаться в каталоге ниже. Самых ярых нарушителей мы будем дисквалифицировать с площадки, занося в черный список. Это касается всех.
  3. Как вызвать доверие к сервису со стороны кондитера? Очевидно, что нужно предоставить лучший и удобный сервис, и выгоды кондитеров от размещения на этой площадке. Основные выгоды кондитера – это продажи, имидж, PR. Все это нужно брать на себя, тогда кондитеры, видя профессионализм, будут готовы размещаться и платить.
  4. Будут ли пользовали (кондитеры и покупатели) писать в блогах? Или стоит его вести самим, добавляя статьи и рецепты? Хотя этот вопрос сейчас не самый приоритетный, тем не менее, для продвижения было принято решение раскручивать собственный блог. Вернее блоги. Идею я подсмотрел на illustrators.ru. %d0%b8%d0%bb%d0%bb%d1%8e%d1%81%d1%82%d1%80%d0%b0%d1%82%d0%be%d1%80%d1%81Здесь есть очень много авторов, которые пишут в «Сообществах» и многие комментируют эти записи. Благодаря такому взаимодействию, сайт периодически самостоятельно обновляется уникальным контентом, и в нем тусуются люди. Обычно в блоге проекта пишет сама администрация и пользователи читают или комментируют. Писать они не могут. Я же решил пойти по пути, что у каждого пользователя есть собственные формы заполнения статей и рецептов, т.е. каждый может высказаться. При этом в качестве статьи можно писать о каком-то кондитерском мастер-классе или мероприятии, а также прочую информацию. Да, это усложняет функционал проекта, но по моему мнению, площадки, которые лишают пользователи возможности писать, изначально проигрывают. Я решил дать эту возможность.
  5. Необходимо ли использовать телефон и онлайн-консультант на сайте? Решили на первое время использовать телефон и консультант, но больше «для галочки». Это несет большую нагрузку, а планируется, что сами кондитеры будут брать заказы в работу и исполнять их. Мы – это маркетинговая платформа и основная наша задача – это продвигать кондитеров. Delivery-club вообще отключили свой консультант, но сообщения принимают. А телефон по версии основателя — это что-то типа «зря растрачиваемые ресурсы».

delivery-club-ru-%d1%87%d0%b0%d1%82

Вот как-то… Разумеется, это не все вопросы, а лишь основные. Я написал свое видение на сегодняшний день, но т.к. в стартапе не все понятно с первого раза, вероятно, что где-то я ошибаюсь.

Если вы запускали свой стартап, какие вопросы вас интересовали в первую очередь? Напишите в комментариях ваше мнение — на что нужно обратить внимание, что я упустил. Возможно какие-то вопросы кажутся настолько очевидными, что «замыленным» взглядом на них сложно ответить. 

Поделиться в соц. сетях

Блог
0
Похожие записи
MVP_2
MVP или финальный продукт?
2bc951eaf1
«Уберизация» как современный тренд, ценность «уберизаторов» для партнеров и клиентов
03.-Шаблон-персональной-бизнес-модели
Построение бизнес-модели проекта по книге А.Остервальдера, часть 1

Оставьте Ваш комментарий

Ваш комментарий*

Ваше имя*
Ваша веб-страница