Content management system concept word cloud background
Блог, Общее
0

Выбор движка для стартапа или мои грабли с 1С-Битрикс

Ох, давненько я не брал в руки свой блог, но решил немного исправиться :)) Впереди — море информации. А сегодня речь пойдет про то, на ЧЕМ мне писали проект программисты. Очень важно, чтобы сайт был удобный не только для посетителей (снаружи), но и для администраторов (внутри). Система управления контентом должна обладать определенными параметрами – страницы сайта должны открыться быстро и не «тормозить», должны быть SEO-функции: возможность добавлять параметры для оптимизации,  важно удобство. В этом посте я расскажу о своих ошибках и разочарованиях в выборе движка для проекта «Море десертов». Сразу оговорюсь, что я не рассматриваю данный пост как набор технических терминов и определений. Я пишу для тех, кто не является программистом и кому сложно понять тему «Какой движок выбрать для сайта». И начну со своих первых граблей.

 

1С-Битрикс

1с битрикс

С самого начала разработки проекта «Море десертов» я придерживался мнения, что в нем я буду использовать CMS 1С-Битрикс. В пользу него было несколько факторов. Во-первых, я уже имел опыт работы с Битриксом и знал его внутреннюю кухню. Я активно юзал инфоблоки, контент, каталог, добавлял <Title>, редактировал и анонсировал статьи и новости. Все было очень удобно и понятно. Битрикс внутри отличается простотой и удобством с точки зрения пользователей, и в новом проекте я решил пойти по проверенной дорожке. Во-вторых, в пользу Битрикса был тот факт, что под этот движок всегда можно найти недорогого программиста. Рынок битриксоидов очень большой, и ставки на текущий день услуги варьируются от 500 до 2000 руб. в час. Можно найти золотую середину за 1000 руб. в час, что вполне адекватно. Чем больше программистов на рынке, тем ниже цена за их услуги, и это всегда на руку заказчикам типа меня. В общем, с приверженцами и последователями у 1С-Битрикса проблем нет, т.к. эта CMS — лидер рынка.

Кодеры любят этот движок по причине того, что спрос на интернет-магазины сегодня хороший, а он предназначен как раз для eCommerce-бизнеса. Не случайно на Битриксе разрабатывались известные интернет-магазины – eldorado.ru, mvideo.ru, svyaznoy.ru, sapato.ru, euroset.ru и др. (хотя многие в дальнейшем ушли в сторону другой системы управления). Проверить какая стоит система управления, можно по ссылке builtwith.com. Забиваем любую ссылку в поиск и смотрим Content Management System. Здесь, кстати можно посмотреть другие показатели, например какие счетчики установлены на сайт, какой используется сервер или хостинг, на чем сделан сайт и т.д.

1С-Битрикс выигрывает тем, что у него есть интеграция с базой данных 1С, с помощью которой можно управлять складом, работать в программе 1С «Торговля и склад» и выгружать товары на сайт. У движка интуитивно-понятный интерфейс, с помощью которого можно делать море вещей – смотреть аналитику, загружать товары, добавлять и редактировать контент… Так ли все круто?

Подводные камни вылезают всегда потом, уже после завершения или в процессе разработки. Что хорошо внутри, то плохо наружи. Минусов у Битрикса, как оказалось, вагон и маленькая тележка. И я напоролся на эти грабли.

Битрикс – очень плохой движок для нестандартных вещей. Если вам нужен обычный интернет-магазин или корпоративный сайт, то, пожалуйста, Битрикс с этой задачей справится на «пятерку». Под «типовым» магазином я понимаю сайт с товарами, карточкой товара, корзиной, статичными страницами (типа «О компании», «Контакты» и т.д.). Это проект, который сделает сегодня любой более-менее толковый фрилансер. Так как у меня в голове рисовался нестандартный проект с личными кабинетами, профилями кондитеров и покупателей,  взаиморасчетами, лентой заказов и кучей других фишек, то Битрикс-программист с задачей по интеграции сел в лужу. Об этом я еще напишу. Важно понимать, что если вы задумали «не стандарт» или «не формат», то не стучите в двери 1С-Битрикса – он на 99,9% не оправдает те надежды, которые вы на него возлагаете. А если и оправдает, то ценник на услуги у кодеров будет таким высоким, что как говорится «ни в сказке сказать, ни пером описать». Если посмотреть на движки всех нетиповых проектов, с которых я черпал идеи для вдохновения, то все они писались не на Битриксе: fotogazon.ru, pinkbus.ru, deliveryclub.ru, zakazaka.ru, boommy.ru. Это все из-за проблемы масштабируемости.

Масштабируемость – это тот фактор, который на этапе разработки и запуска стартапа обычно забывают. Многие думают – запущу сайт, а потом буду дальше его допиливать. Так вот, Битрикс не позволит «дальше», если вы не программист с семи пядей во лбу. Например, так было в моем случае. Разрабатывая проект, мы на каком-то этапе встали в ступор, что нельзя сделать функции личного кабинета – настройки профиля, каталог товаров в админке. Оказалось, что не просто в Битриксе изменить цепочку заказа, сделать не стандартные профили. А все отчеты для кондитеров и покупателей по заказам – вообще отдельная песня. Битрикс, ты что так, вообще, да? J

Если вы хотите не просто запустить проект, а постоянно развивать его и добавлять новые функции, мой совет — забудьте Битрикс! А развивать вы захотите, я вас уверяю. Это как с ребенком. Когда он рождается, вы с ним постоянно занимаетесь: читаете книжки, рисуете, играете, гуляете… Ребенок нуждается в вашей поддержке и развитии как цветок в солнце. В этом плане я думаю, что стартап – это и есть ребенок, требующий к себе повышенного внимания, иногда больше чем семья. Заниматься им нужно систематически и с огоньком.

Какие еще минусы у Битрикса? Напомню то, что это платная CMS. Хотя для кого-то может быть 36 тыс. руб. за версию «Малый бизнес» для старта не деньги, но версия «Бизнес» стоит уже 73 тыс. руб. Хотя обе цифры ощутимо бьют по карману молодого и неокрепшего стартапа. Кроме покупки лицензии, нужно ежегодно обновлять платформу. Стоимость обновления – 20% от суммы движка. Скажу так – если вы задумали, например интернет-магазин игрушек, то достаточно версии «Малый бизнес». Полную стоимость лицензии нет смысла платить, т.к. есть партнерские скидки. Обычно разработчики имеют статус партнера Битрикса и их скидки составляют до 45% от суммы движка. Многие заказчики про этот момент не знают и платят по полной. Но если вам делают проект официальные партнеры Битрикса, не лишним будет уточнить стоимость лицензии и наличие партнерских скидок, чтобы купить дешевле. Думаю, тут все понятно. Поедем дальше.

Быстрота загрузки страниц. Битрикс – это один из самых «тяжелых» движков на рынке. Если сервер не настроен под Битрикс, то страницы сайта могут загружаться от 1 до 3 секунд. Для одной страницы это не страшно, но если так работает весь сайт… Пользователи сегодня не любят ждать, а скорость открытия страницы – это необходимое условие работы любого интернет-ресурса. Скорость – друг стартапера, но когда вы садитесь на лошадку по имени Битрикс, вы можете просто не доехать: или лошадь будет спотыкаться или вообще вы замучаетесь ее постоянно кормить. Но это образно. Сегодня есть специальные хостинги для Битрикса, но я бы не советовал их брать в серьезных проектах. Одно дело блог или сайт-визитка, а другое дело – высоконагруженный проект. Как-то давно я был на хостинге timeweb.ru, и у меня был случай, когда на мой сайт попал вирус. Скорее всего, вирус попал через хостинг, поэтому его не разумно использовать вообще. Ставьте сервер.

Часто слышал мнение, что при высоких нагрузках сайт «лежит». Однако не могу утверждать это на 100%, поскольку мне не приходилось сталкиваться с посещаемостью 50-100 тыс. уникумов в день. Хотя общаясь с некоторыми стартаперами, я слышал, что некоторые из них имеют нагрузку в 20-30 тыс. уникумов в день и Битрикс с этой нагрузкой справляется. Главное здесь настроить правильно сервер и оптимизировать сайт, тогда будет все ок. Однако настораживает то, почему ведущие магазины России ушли от Битрикса – mvideo.ru, svyaznoy.ru и другие крупные рыбы. При их посещаемости в несколько сотен тысяч в день, важно, чтобы сайт работал идеально быстро, т.к. в случае медленной загрузки они могут потерять клиента. Время – деньги.

Тем не менее, на момент, когда я решил делать стартап, я обо всех минусах 1С-Битрикса не знал. И это стоило мне денег и потраченных усилий. Отчасти я выбрал Битрикс потому, что под него я нашел программиста, который как мне показалось, справится. Многие на форумах дают такой совет – не думайте о движке, найдите лучше человека, который вам сделает, а движок может быть любой. Оглядываясь назад скажу, что я не согласен с этим мнением. Сначала нужно определиться с движком, т.е. на чем будет сделан сайт. Для того стоит посмотреть похожие проекты-примеры и выбрать CMS, которая наиболее полно отвечала бы вашим потребностям. Когда вы посмотрите примеры, то будет видно, на чем они сделаны. После ищите кодера. Но важно, чтобы их было на рынке много, чтобы в любой момент у вас были варианты.

 

«Самописки» и бесплатные движки

Выскажу свое мнение относительно других движков. Во-первых, «самописки» не стоит рассматривать по причине того, что вы очень сильно привязываетесь к конкретному человеку. Например, вам очень понравилась цена или специалист покажется вменяемым. На рынке есть очень много мелких фрилансеров, которые будут предлагать вам самописку или движок собственной разработки. Не соглашайтесь на этот трюк! Это риск 100%. Даже если вам сделают сегодня дешево, то завтра, в случае, когда ваш программист покинет проект, начнутся проблемы. Вы найдете нового человека, но ему, чтобы понять что к чему, придется разбираться в чужом коде, и почти все отказываются от такой работы. Самописный движок хорош только в одном варианте – когда у вас в команде есть толковые программисты, которые готовы вечно пилить проект. Это команда навсегда, и она готова работать над проектом до победного финала. Если же вы берете кодера на аутсорс, и через 3-5 месяцев он покинет проект, то вам останется его код. Или кот (в мешке). Подумайте, что вы захотите усовершенствовать проект и добавить некоторые фишки, но старого программиста не будет или он будет занят. Новые вам помашут рукой. Вы вынуждены будете платить тройную цену, если вообще найдете человека, готового исправлять баги и разбираться в чужом творчестве.

Во-вторых, бесплатные CMS очень плохо подходят в качестве движка проекта. Я рассматривал Joomla, WordPress, Droopal, но не смог понять, в чем их отличие и преимущество. Эти движки очень часто ломают, т.к. они бесплатные и в них много дыр. Вообще, ничего плохого сказать не могу про WordPress, но он хорош для блогов, а не для крупных стартапов. На Joomla и Droopal чаще всего делают порталы. Но когда я искал программиста и спрашивал о проектах, никто не говорил, что делал похожий проект на Joomla или Droopal. Я сделал свои выводы.

 

Ruby on Rails

Ruby_3

Первый раз я столкнулся с этим зверем после того, как мой программист не справился с проектом на 1С Битрикс. Я нашел нового программиста и выбрал Ruby on Rails или как его называют «Руби на рельсах». Надо сказать, что программисты, которые делали fotogazon.ru, убедили меня в том, что Битрикс для проектов типа моего не подойдет, и нужно использовать язык программирования Руби.

Основные плюсы Руби:

— он бесплатный, т.е. не нужно каждый год обновляться;

— страницы быстро загружаются, в отличие от Битрикса, поэтому сайт на Руби выдерживает большой траффик;

— под него можно легко найти программиста. При поиске кодера, оказалось, что рынок очень большой, а час специалиста стоит не дороже часа битриксоидов.

— можно делать нестандартные вещи. Руби позволяет собирать сайт на подобии конструктора.

В настоящее время мне разрабатывают сайт именно на Руби, и пока я не могу сказать его основные минусы. Скорее всего они будут, но как всегда они могут всплыть не сразу. Конечно, я верю в светлое будущее, но и надеюсь, что тот фундамент, который я заложил в виде Руби, не придется переделывать в дальнейшем.

ruby_2 

 

***

1С-Битрикс – плохой движок в плане гибкости и масштабируемости. Если вы делаете стартап со сложным функционалом, то готовьте сразу кругленькую сумму на постоянные доработки и дописывание кода. Почему? Потому что стандартные вещи делают все, а не стандартные стоят денег. Битрикс очень медленный. Кроме всего прочего, опытные программисты отказываются от этого движка, и спросите их «Почему?».

Если ваш выбор пал на самописные движки – это всегда привязка к конкретному разработчику, который вам будет делать сайт. Если вы, конечно, не Марк Цукерберг или Павел Дуров, и не являетесь программистом с 10-летним опытом, то лучше использовать другие варианты.

Поделиться в соц. сетях

Блог, Общее
0
Похожие записи
Mutual benefit or win-win concept of handshaking drawn with chalk on a blackboard
Гарвардский метод переговоров: стратегия win-win
Конструктор продукта
Конструктор продукта или сделай сам как хочешь
%d0%b4%d1%80-%d0%bf%d0%b0%d0%bf%d1%8b-%d0%bf%d0%b8%d0%ba%d1%81%d0%b5%d0%bb%d1%8c
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается… Мы запустились!!

Оставьте Ваш комментарий

Ваш комментарий*

Ваше имя*
Ваша веб-страница