Эссе о логотипах
Логотип – это флаг корабля, с хорошим флагом не страшно выйти в море, воевать с пиратами, открывать новые земли и искать сокровища.
Логотип – это своего рода эмблема, штамп, герб, идентификатор компании, его лицо, оболочка или наружная часть, которую компания показывает на всех видах рекламы, начиная от визиток и заканчивая крупными рекламными плакатами. Логотип должен ассоциироваться с имиджем бренда, его продуктами или услугами. Да, это не корабль со всей командой, пушками, штурвалом, но логотип несет в себе нечто нематериально ценное. И это ценное должны служить зацепкой в голове потребителя между продукцией фирмы и ее идентификацией в виде картинки-логотипа. Особенно когда потребитель в первый раз сталкивается с продуктами или услугами фирмы, он, прежде всего, смотрит на логотип и пытается понять, можно ли верить компании, станет ли он ее клиентом или нет.
Логотип нужен для того, чтобы каждый смог безошибочно идентифицировать компанию от ее конкурентов, а также для узнаваемости, уникальности бренда.
Анализируя бесчисленное количество логотипов, я обозначил основные факторы, т.е. те моменты, которые отличают удачный лого от его посредственного собрата.
О них речь и пойдет в этой статье.
#1 Ассоциация с продуктом / услугой
По логотипу сразу должно быть понятно, чем занимается компания. И это, пожалуй, основное правило удачного логотипа, которое звучит так: если в течение 3-5 сек, глядя на лого, вы понимаете, что компания производит/продает или какие услуги оказывает, то это можно назвать хорошим логотипом.
Все безошибочно узнают раскрученные логотипы типа Starbucks, Coca-Cola, McDonalds, Nestle, но вы попробуйте посмотреть на логотипы менее известные и понять, что компания делает. Если вы узнали продукты или услуги за столь короткое время и поняли, ЧЕМ компания занимается, то перед вами – отличный лого, который свою работу делает. Если же вы не можете сказать, то компания изначально проигрывает, т.к. не может создать мостик в голове потребителя «лого-продукт».
#2 Выгода клиента
Идея логотипа должна пересекаться с выгодой клиента. Лучше всего в логотип «зашить» ту выгоду, ради которой клиент покупает ваш продукт или услугу. Например, мне очень нравится логотип обувной компании Chester – это рисунок с изображением дубовых листьев. Компания, таким образом, говорит, что их обувь очень прочная как дуб, марка придерживается старых английских традиций (дуб как символ крепости и долголетия). Удачный пример, который еще долго будет отыгрываться в сознании покупателей.
Удачный пример — логотип марки Eleganzza, производителя итальянских сумок и аксессуаров. Компания успешно протолкнула идею настоящего итальянского качества среди покупателей, придумала итальянскую историю основания марки и успешно закрепилась на рынке. На лого изображено лицо девы в стиле венецианской фрески, вызывая ассоциации со стариной, делая бренд «настоящим». Выгода для клиента — оригинальность, не подделка, итальянское качество, проверенное временем.
Примеры из онлайна – электронный гигант amazon.com, в котором стильно и просто изображена стрелочка-улыбка. Она объясняет, что у них большой ассортимент и можно найти все, что душе угодно.
Сервис доставки еды из ресторанов delivery-club.ru – еще один из удачных примеров. У них в логотипе используется изображение страуса. Страус – это быстрое животное, поэтому компания ассоциируется с быстрой доставкой пиццы, роллов и т.д., что является большим плюсом в ее бизнесе и преимуществом для потребителя.
Использование выгоды для клиента в логотипе будет выигрышно выделять вас на фоне конкурентов, которые, возможно, этого не сделают.
#3 Эмоции
Логотип должен вызывать положительные эмоции. Удачный лого не должен быть каким-то очень дерзким, пафосным или очень смешным и не подходящим деятельности компании, иными словами он должен быть «в тему». Когда компания занимается, скажем, аудиторскими услугами, а логотип выглядит по-детски наивно и смешно, то это не вызывает у потенциального клиента нужного образа. В идеале логотип должен создавать позитивные эмоции, соответствующие общему образу компании.
Приведу пример с логотипом компании Disney, глядя на который каждый безошибочно определит, чем занимается компания и для кого она предлагает свои услуги.
Не каждый лого вызывает положительные эмоции. Лучше, если лого будет вызывать в сознании что-то такое, что человек пережил и запомнил. «Море десертов» по рассказам потребителей вызывает нейтрально-положительные эмоции, поскольку торт и задувание свечей в день рождения – это очень радостные воспоминания, связанные с детством и загадыванием желания. А с морем у людей возникают мысли об отдыхе. Согласитесь, приятные моменты?
#4 Цвет
Логотип должен иметь свой соответствующий цвет. Поясню немного психологию цветов. Зеленый цвет – это рост, здоровье, свежесть, экологичность (фермерские продукты, медицина). Красный провоцирует напряжение, будоражит. Не просто так нам говорят, что красный, желтый и черный цвет – это импульсивные покупки. Лого с такими цветами хорошо использовать в розничной торговле, где решение о покупке принимается быстро и спонтанно. Темно-фиолетовый и сине-зеленый – цвет для экономных покупателей, а синий в основном подходит для нейтральных покупателей, т.к. он не вызывает раздражения и не провоцирует к каким-то действиям (именно поэтому основной цвет интерфейсов многих форумов, социальных сетей – это синий: Facebook, Вконтакте).
Рис. «Сила цвета» (российский вариант)
Рис. «Цвета и эмоции» (западный вариант).
Рис. «Три типа покупателей» из исследования «Малый бизнес в интернете», 2014 г., Aori
Также помните, что на рынке нужно быть не похожим на других игроков. Поэтому не стоит использовать в лого цвет своего конкурента, ищите свои решения. Нужно учесть, что разные люди по-разному воспринимают цвета. Сопоставьте цвет, который вы используете (или хотите использовать в логотипе) с вашим покупателем, посмотрите на конкурентов, и вы поймете, какой цвет лучше всего подойдет для вашего лого.
#5 Время
Логотип должен выдержать проверку временем. В идеале не должно быть так, что через неделю-месяц-год лого перестает нравиться и становится неактуальным. В первом случае, возможно у вас поменялись взгляды, вы выросли и не считаете лого тем, чем он раньше был. Актуальность логотипа – вопрос сложный, особенно сегодня, когда в моде плоские интерфейсы и иконки. Но на то и существуют всякие ребрендинги, которые позволяют по-новому осмыслить не только логотип, но и ценности и цели компании, ее предназначение. Спросите целевую аудиторию через месяц, полгода, год: «Логотип по-прежнему актуален? Логотип по-прежнему для этой целевой аудитории? Логотип по-прежнему олицетворяет собой лицо компании?». Ответы на эти вопросы позволят выяснить ответ на главный вопрос: «А нужно ли что-то менять или и так все хорошо?» Пожалуй, это важный стратегический вопрос, на который нужно ответить. Главное не переусердствовать )
Рис. «Эволюция логотипов» и шуточное упрощение в будущем
Хороший логотип – это как хорошее вино, с возрастом он только крепнет.
#6 Актуальность
Логотип должен быть современным на сегодняшний день. Насколько логотип актуальный или современный, настолько лучше он будет запоминаться в голове потребителя. Хороший логотип должен выглядеть в тренде последних тенденций дизайна, не быть старомодным. В последнее время очень популярны такие стили как оверлэппинг, прямоугольные рамки, айдентика, каллиграфия, лейтеринг и прочие термины из жаргона логомейкеров.
Использование одного из этих приемов современно и модно, но здесь есть нюанс. То, что сегодня выглядит трендово, через пару-тройку лет, возможно, будет простым мусором. Это краткосрочная мода, которую следует избегать и не стоит ею увлекаться. Взгляните на истории логотипов, которые пережили краткосрочные всплески моды. Что у них общего? Почему они современны и по сей день?
#7 Загадка
Логотип в идеале должен быть с загадкой, с двойным смыслом. Лого может быть безумно красивым, как картина в музее, но если честно, мне всегда нравились логотипы с какой-то фишкой. Со временем, я понял, что это фишка называется «двойной смысл логотипа». Изюминка таких логотипов в том, что если пользователь запомнил их «двойной смысл», то он уже хорошо запомнит это надолго, как будто он вышел победителем и разгадал какую-то загадку о торговой марке. Люди любят отгадывать какие-то тайны и загадки, поэтому такой ход будет только выигрышным для компании.
Идею «двойного смысла» я понял еще давно и сделал вывод, что такой лого запоминается лучше, чем просто какая-то красивая картинка. Например, все мы знаем лого FedEx (Federal Express), где указана стрелочка вперед, объясняя покупателю, что компания тоже не отстает во времени и движется вперед, предоставляя быструю доставку.
Интересный лого упоминаемого магазина amazon.com, где стрелочка-улыбка отмечает буквы «A» и «Z», показывая тем самым, что в этом интернет-гиганте есть огромный выбор товаров.
Есть менее известные, но также узнаваемые двойные логотипы, примеры которых я привожу ниже.
#8 Слоган
Логотип должен иметь слоган или тег-лайн. Не верьте тем, кто говорит, что достаточно просто названия или текстового варианта. Помните слоган «Евросети» — «Телефоны Евросеть – цены просто ох…ть» или «Ваша киска купила бы Whiskas». Законы однако действуют и в онлайне. Удачно подобранный слоган выигрышно выделит вас среди конкурентов, позволит позиционировать вас продукт, и прояснит покупателю, чем вы занимаетесь, если он не понял этого из названия или графического исполнения. Ведь не всегда понятно ЧТО И КТО, а прочитав слоган, все встает на свои места. Я рекомендую вставить в слоган УТП, отличия или то самое главное, чем компания занимается.
Примеры удачных слоганов: сеть пиццерий «Папа Джонс» — Лучше ингредиенты, лучше пицца, сервис забытых корзин «TriggMine» – Превращаем брошенные корзины в продажи, «Бухгалтер для Бизнеса» — Своевременная помощь Вашему бизнесу, «Десятое измерение» — Включай новые впечатления, «Экомебель» — кухни как искусство.
Используя удачный слоган, вы будете в глазах потребителя на чуточку выше.
#9 Персонаж
Не всегда, но в некоторых лого можно использовать персонажа. Полковник Сандерс из KFC, русалка из Starbucks, повар на чипсах Pringles, птица Додо в DodoPizza — вот примеры удачного внедрения персонажей в логотип. Я бы даже выразился, что у некоторых брендов персонажи и являются логотипом. Очень редко, когда такой прием получится использовать. Лучше всего создать дополнительного персонажа и с ним уже проводить работу по раскрутке. Особенно хороши мультяшные персонажи, направленные к детской аудитории.
#10 Простота
Логотип должен быть простым. Все сегодня в мире сводится к упрощению, поскольку мы живем в такое время, когда на нас обрушивается лавина информации. Интерфейсы становятся простыми, дизайны сайтов – более плоскими. Простота, — это, пожалуй, наиболее важный критерий для современного логотипа. Не стоит делать какой-то сложный шедевр, картину, которую сложно понять. Лого может быть сложным, но самые лучшие лого – это простые логотипы. Часто бывает так, что логотип оставляет одно первое впечатление, а компания занимается совсем другим, и логотип не соответствует общему имиджу. На мой взгляд, лого должен в первую очередь продавать, а затем уже быть красивым и «прикольным», с «рюшечками-завитушечками» как любят рисовать некоторые современные дизайнеры. Если лого продает, то он может быть простым как «2х2». Если он вписывается в имидж компании и (важно!) клиент в течение 3-5 секунд может сказать, чем занимается эта компания, продает она товары или услуги, это считается хорошим лого. Пусть даже он и невзрачный. Пусть даже и кривым текстом, но для клиента важен не логотип, а важен продукт, который предлагает компания. Бывает и так, что логотип некуда не годится, но компания все равно имеет успех. Это объясняет то, что роль логотипа вторична, первичен же сам товар или услуга, он более важен для целевой аудитории. Как и в usability сайтов здесь тоже действует правило 3-5 сек, за которые надо и понравиться, и понять, что эта компания предлагает. Если вы посмотрите на логотипы мировых компаний, то обнаружите, что у многих из них логотип – это просто текст.
Лучшие лого — самые простые, поэтому думай проще )
*************************
Подведем итоги. Я не говорю, что все, о чем я написал в этой статье – это неукоснительные правила создания хорошего лого, есть и другие, не менее важные аспекты. Эти факторы я применял при проектировании логотипа «Море десертов», который соответствует 9 из 10 принципам (кроме персонажа). Да, этот лого рисовал не я, а профессиональный дизайнер, но я лишь думал, ЧТО НУЖНО изобразить, чтобы донести основную мысль до потребителя. Не нужно делать логотип похожим на конкурента, использовать такой же цвет. Логотип должен вызывать положительные эмоции, быть современным, иметь свой уникальный слоган. Двойной смысл делает лого интересным и запоминающимся, также как и удачно подобранный для целевой аудитории персонаж. И наконец, лого должен быть простым, без излишеств, актуальным и современным, вызывая положительные эмоции. Всегда помните пословицу «встречают по одежке, а провожают по уму».
Удачи и вдохновения вам в создании или ребрендинге своих лого!