Моя супер идея спасет мир и взлетит как ракета
Стартапы
0

Идея для бестолкового IT-стартапа

Есть такое призвание – «делать стартап» и есть специальные люди, которые это делают  – стартаперы. Они полны сил, энергии, работают круглосуточно, хотят изменить мир и срубить много денег сделать его лучше. В последнее время мозг стартаперов перевернулся (или повернулся) на такой мысли, как «у меня есть идея нового IT-проект, я найду инвестора, он мне даст денег и потом все будет круто». Но не все понимают, что та идея, которой в дальнейшем стартапер посвящает дни и ночи, может оказаться вовсе не тем, во что вкладывают деньги дяди с кошельком. Часто это «кусок земли» или план на бумаге, в котором дом забыли построить. А план не стоит ничего. Сегодня речь пойдет не о том, как найти лучшую идею, а о том, что на начальном этапе надо не попасть в ту ситуацию, когда ваша идея вовсе не идея по завоеванию мира, а всего лишь клонированная идея у кого-то, кто уже преуспел. Такие клоны я называю бестолковыми. Не подумайте, что я как-то плохо отношусь к таким людям, нет. Само слово «бестолковый» означает то, что в нем нет толку. И в таких стартапах, которые некоторые делают или собираются делать, тоже толку мало. Итак, немного отрезвляющего холодного душа не помешает. Поехали!

По моему наблюдению, все бестолковые стартапы имеют общие черты:

  1. Они делают ТАКОЙ ЖЕ продукт или услугу, как у конкурентов. Т.е. по сути, они сдувают лучшую идею у ведущих игроков, которая уже есть на рынке. Это напоминает ситуацию, когда сталкиваются камаз и жигули, или шестикратный чемпион мира по боксу, аля Майк Тайсон выходит на ринг против дворового новичка Васи Петрова. Вопрос «кто кого?» не заставит себя долго ждать;
  2. Они не решают реальных проблем, скажу даже по-другому — они решают несуществующие проблемы, они не решают ничего. Я сторонник теории, в которой у человека есть определенный набор потребностей, базовых ценностей, личных мотивов. Но когда на рынок выходит продукт, который не нужен никому, не затрагивает никаких эмоций, не удовлетворяет никаких потребностей, то тут наступает фиаско;
  3. Они затрагивают узкий сегмент рынка, на котором можно заработать ничтожно мало или не заработать денег вообще. Сплошь и рядом такие высказывания, как «мы думали, что рынок шире» или «спрос очень низкий в нашей новаторской идее». Знакомо?;
  4. Отсутствует модель монетизации проекта, т.е. изначально не продумано, как можно заработать деньги на нем деньги. А если это так, то вскоре он закрывается. Не все стартапы монетизируемы, поэтому очень важно продумать на берегу – как мы будем зарабатывать деньги, чтобы покупать себе машины и яхты развивать проект, продумать модель бизнеса.

homer_facepalm

Самая популярная черта бестолковых стартапов описана в пункте #1 и общим словом ее можно назвать «Я ХОЧУ ТАК ЖЕ КАК У …». Сама мысль этой идеи исходит из человеческой психологии. Если у других хорошо, значит они знают что делают и я тоже буду делать также. Об этом мифическом утверждении и поговорим далее и ниже я приведу список стартапов с идеей «ТАКОЙ ЖЕ»:

социальная сеть, еще одна только лучше «Вконтакте» или «Одноклассники». Люди начитались веселых историй о судьбе успешных предпринимателей. Не сходят со сводок Павел Дуров, Марк Цукерберг и другие персонажи нашего IT-времени. «Сделаю я такую же сеть и все пойдет как по маслу» — думает молодой герой стартапа 2010-2013 года (правда сейчас это немного отошло). Ошибочное мышление, поскольку миру не нужна ваша  соцсеть, пусть она будет лучше ВК в сотни раз. Зачем еще один продукт, когда есть текущий и он удовлетворяет потребности людей в общении, получении информации, музыки, фото и т.д.? Сколько вы сами используете социальных сетей. Лично я освоил пока только три – Вконтакте, Одноклассники и Instagram (и то это для работы), а предложи мне завтра сеть в 100 раз лучше, я не захочу что-то менять. Мне и так комфортно.

доставка еды из ресторанов. Все знают такие проекты как delivery-club.ru, restoratti.ru или zakazaka.ru, и мысли возникают такие: «Если у них получилось, значит, получится и у меня», «Если проект приносит прибыль, значит, и я смогу на этом неплохо заработать». При этом предприниматель думает не об идее, а о деньгах. Стрелок должен стрелять для забавы, тогда его мастерство будет при нем. А о деньгах думать грех. Не то, чтобы совсем грех, но важно концентрироваться не на них, а на идеальном воплощении идеи. Теперь посмотрим на Delivery-Club. В этот проект влили миллионы долларов, целая команда долго работала над сайтом и раскруткой, кроме того, они уже завоевали статус «царя горы», поэтому свергнуть их и завоевать первое место практически нереально. Проще найти другие ниши. Проще осваивать то, что не занято, чем кого-то теснить. Проще быть голубым океаном и искать его.

биржа типа фри-ланс. Здесь все также мутно – этих бирж уже итак очень много и делать очередную, нет смысла. Хотя такие биржи и существуют, но я думаю, что все они не долгожители. Правда, если один пример – сервис youdo.com, который позиционируется как сервис мелких поручений. Для справки, на сервисе можно оставить задание в виде «отвести посылку» или «помыть квартиру», исполнители задания претворяют в жизнь. Вообще, я не вижу большого потенциала в развитии этих бирж, тот же fl.ru уже не тот как раньше, раньше там были клиенты, жизнь кипела и заказы были, а теперь там только платные сервисы. Поток схлынул, так что браться за идею «+100500 биржа очередного фри-ланса» не стоит.

сайт купонных скидок или купонный агрегатор. Идея была очень хорошая раньше, когда это только начиналось, но теперь купоны пережили себя. Тот же Groupon показывает убыток, а как же быть с маленькими сайтами, которые еще держатся на плаву? Ажиотаж вокруг купонаторов, по-моему, был большой. Лично я не принимал в этом участия и ни разу не заказывал через него. Но я не вижу стратегии долгосрочного развития через постоянные скидки и акции, ведь это не дает хорошей прибыли.

гипермаркет всего и вся, типа wikimart.ru. Это опять утопичная идея, которая почему-то засела в мозгах стартаперов в разных вариантах. Мы сделаем такой маркет где есть все от булавок до мебели, куча товаров, будем брать комиссию с продажи и т.д. и т.п. Я видел не однократные закрытия таких проектов и немного грустно. Да, сервис wikimart.ru живет и по сей день, но не забываем, во-первых, что он был первый, а во вторых, сколько денег вбухали туда заморские капиталисты.

сервис аренды жилья и билетов в России. Даже комментировать не хочется)

краудфандинг в России. Вот здесь остановимся. Несмотря на огромный потенциал рынка в мире, в России краудфандинг не получил должного развития. Это в большей степени обуславливается нашим российским менталитетом. «Зачем я буду помогать Пете, который хочет создать ресторан» — типичное мышление российского русского Васи. На западе все по-другому. Но нам до них еще очень далеко, там совсем другие мысли. Стартаперам, которые хотят построить бизнес, создав краудфандинговую платформу, думаю будет не сладко. Помимо российского менталитета, они столкнуться также и с российскими законами полными несовершенства и хаоса, которые как будто созданы для того, чтобы всячески помешать предпринимателю творить добро и улучшать мир. Некие «акакии акакиевичи», так сказать, в серых шинельках.

сайт бесплатных объявлений. Из всех досок объявлений, вы какой пользуетесь больше всего? Думаю, ответ очевиден – avito.ru, остальные доски объявлений, увы, сегодня прозябают. Сервис gde.ru испытывает не лучшие времена. Slando.ru и olx.ru купила та же avito.ru. Делать проект типа «лучшая площадка объявлений» — не стоит, думаю, тут все понятно. Если вы знаете какие-то секреты, пишите, но я не нашел в этой идее здравого смысла. Я слышал, что в этой нише стартует проект видеообъявлений. Думаю, что он не взлетит, поскольку авито что-то делали похожее, но идея не пошла.

Список глупых идей можно продолжать до бесконечности, и все такие идеи я приводить не буду, это лишь часть из них. Думаю, что основная мысль ясна: не делай то, что уже есть! Делайте стартап с новой идеей, но с проверенной бизнес-моделью. Чтобы запилить хороший стартап, не нужно сдувать идею у ведущих игроков рынка и делать лучший продукт, не нужно решать несуществующих проблем, не нужно проводить лобовое столкновение с камазом или выходить на ринг с Майком Тайсоном =).

mike-tyson-ring     bio_myke_tyson_trevor_berbick

В книге Дж. Траута «22 непреложных закона маркетинга» есть интересная мысль: «Лучше быть первым, чем быть лучше». Подумайте на эту тему – почему первым достается все, вторым – что-то, а последние собирают крохи со стола? Бывает и такое, что рынок достается второй мышке, но об этом не сегодня.

И на закуску мысль, которую мне подсказал китайский полководец Сунь-Цзы из книги «Искусство войны»: «Война – это путь обмана. Иди туда, где не ждут, бей там, где не подготовились.» Вот именно – ищите идею, которая скрыта, которая не находится на поверхности, которая еще не видна людям, но которая таит в себе огромный потенциал.

Будьте первыми в реализации такой идеи!

И не попадайте в бестолковые стартапы!

Делитесь в комментариях, какие вы знаете идеи бестолковых стартапов.

Поделиться в соц. сетях

Стартапы
0
Похожие записи
03.-Шаблон-персональной-бизнес-модели
Построение бизнес-модели проекта по книге А.Остервальдера, часть 1
Как защитить идею от воровства
Как защитить идею проекта от воровства
100+ сервисов для стартапа
Самый сок: подборка 100+ сервисов для современного стартапа

Оставьте Ваш комментарий

Ваш комментарий*

Ваше имя*
Ваша веб-страница