2bc951eaf1
Блог, Общее
0

«Уберизация» как современный тренд, ценность «уберизаторов» для партнеров и клиентов

Сегодня тема посредничества популярна как никогда. В этой  статье я пофилософствую о нашем будущем. Речь пойдет о том, как меняется наша с вами жизнь с приходом «уберизаторов» (назовем все площадки, сервисы, маркетплейсы и агрегаторы таким словом для удобства). Всеобщая «уберизация» экономики идет полным ходом, и пионерами в этой области были, прежде всего, IT-гиганты uber.com, alibaba.com, ebay.com, airbnb.com и др. Почему покупателю и продавцу выгодно пользоваться этими сайтами? Когда агрегатор Delivery Club начинал работать на рынке еды из ресторанов, многие скептически относились к этой идее. Говорили, что нет смысла делать такой проект, т.к. можно зайти на сайт любого ресторана и заказать там еду. Однако время (6 лет) и количество заказов (12-20 тыс. в день) доказали нам обратное: концепция единой площадки работает! Итак, давайте погрузимся в мир «уберизаторов» и попытаемся понять основные причины такого тренда, поговорим о том, где можно и нельзя сделать такой проект. Поехали!

 

Инновационная ценность «уберизаторов»

Т.к. «уберизатор» работает с двумя аудиториями, то надо рассмотреть вопрос – почему будет выгодно работать двум разным сегментам: покупателям и продавцам.

Для покупателя самая очевидная выгода – это время. Например, вы хотите пиццу и набираете через поисковик запрос «доставка пиццы в питере». У вас 2 варианта. Первый — залезть на 5-10 сайтов, сравнив меню, цены, почитать отзывы, условия доставки и оплаты в каждом. Второй вариант – вы можете воспользоваться сервисом типа Delivery Club в городе Санкт-Петербург, в котором вся информация структурирована. Если даже вы знаете, в каком ресторане самая вкусная пицца, то всегда хочется попробовать что-то новое. А искать долго не хочется, тем не менее интересно попробовать что-то  более вкусное/быстрое/дешевое и т.д., если привычное приелось. На «уберизаторе» вы на одном сайте анализируете, переваривайте информацию и принимаете решение о покупке. Этот вариант экономит вам время в разы. В оффлайн бизнесе – это как принцип одного окна. Можно бегать по нескольким инстанциям и подавать документы, а можно воспользоваться «единым окном», в котором подать и получить нужные документы намного проще.

Одно окно

Здесь я уже написал про второй фактор использования «уберизатора» — это удобство.  «Уберизатор» для конечного покупателя в идеале должен быть лучше/удобнее/быстрее и надежнее чем сервис любого партнера. В идеале еще сервис должен сулить какие-то бонусы или подарки (вспоминаются бонусные баллы при заказе еды все того же Delivery Club). И конечно не забываем про отзывы. Сегодня многие покупают в интернете только если есть положительные отзывы и отсутствуют отрицательные. Удобнее читать их на одном сайте, нежели заглядывать на 100500 разных сайтов.

…Итак, удобство и время – это 2 основных фактора, почему современные люди отдают предпочтение «уберизаторам», вместо «обычных компаний».  Если какой-то один из факторов не соблюдается, то целесообразность в «уберизаторе» отсутствует. Если покупатель видит, что сайт сервиса не удобный (например, в плане юзабилити или поиска), на нем нельзя решить их проблему — быстро сравнить товары, посмотреть информацию о скидках, акциях, почитать отзывы и сделать заказ, то он, скорее всего, закроет ваш сайт и перейдет на другой сайт. Сегодня это делается в два клика.

Какая ценность использования «уберизатора» для партнера? Надо понимать, что его бизнес состоит из разных процессов, но основными являются продажи. Продажи и прибыль нужны всем, чтобы развиваться и расти. Многие знают, как продавать, но не знают, как продавать МНОГО. Зато они – отличные производственники и делают качественные продукты: рестораны – блюда, цветочные магазины – цветы, кондитеры – торты и десерты. Однако сегодня важны все функции в совокупности – важно не только то, что вы производите, но и то, как вы это упаковываете. Последнее в наш век, пожалуй, важнее. Основная функция «уберизатора» — это как раз упаковывание. Сервис берет на себя одну или несколько бизнес-процессов партнера, делая ЭТО лучше, эффективнее и дешевле, чем это мог сделать сам партнер. Если сервис продает лиды своим партнерам по 30 руб. за каждого, а сам партнер их может купить, затратив на 1 лида 100 руб., то ему будет выгодно работать с таким «уберизатором», ведь за клиента он заплатит меньше.

small-business-franchise-solution

Вспомним, как работает франчайзинг. Предположим, что вы хотите купить франшизу. Чем вы будете руководствоваться в ее выборе? Какова будет выгода в ее покупке, нежели чем в открытии своего дела с нуля? Очевидно, что выбирая конкретную франшизу, вы покупаете систему более лучшую, чем сможете создать сами. Вы покупаете полное руководство как вести бизнес, т.е. по сути шпаргалку по маркетингу, продажам, технологию и т.д. За вас разжевали, положили в рот, а вам осталось только проглотить. Франчайзер упаковал это в коробку и продает вам. Ваша выгода – это лучшая система, обещающая бОльшую прибыль, чем та, которую вы строили бы сами с нуля. Выгода франчайзера – это развитие системы и бренда, открытие новых точек, с которых он получает роялти, паушальный взнос.

В «уберизаторах» принцип тот же. Например, вы – начинающий кондитер и хотите продавать торты на заказ. Если вы НЕ можете затрачивать на поиск клиентов меньше денег, чем это сделает «уберизатор», то продажи и нахождение клиента лучше отдать ему на аутсорс, а самим заняться производством, логистикой и развитием своего бренда. Каждый делает свое дело – один производит, другой продает: папа решает, Вася сдает 🙂

Еще один несомненный плюс «уберизатора» для партнера — это возможность быстро выйти на рынок со своим товаром. При наличии «уберизатора» в определенной нише, любой новичок-партнер уже с первого дня может получать прибыль. Поэтому вариант воспользоваться раскрученным «уберизатором» покажется лучше, чем, если бы партнер сам разбирался в тонкостях контекстной рекламы, настраивал таргет-рекламу и т.д.

 

Примеры «уберизаторов» в разных нишах

Фото уберизаторов

«Уберизировать» можно почти любую нишу. Приведу некоторые примеры удачных «уберизаторов» в России, которые снимают головную боль как с продавцов, так и с покупателей:

Taxi.yandex.ru сервис такси в России, берет комиссию за транзакцию, западный аналог — uber.com.

Deliveryclub.ru – сервис доставки еды и из ресторанов, конкуренты – zakazaka.ru, foodmenu.ru, obed.ru. Комиссия за заказ от 10 до 14%. Об этом сервисе уже не раз писал.

Flowwow.com – сервис доставки цветов, комиссия с заказа – 20%, западный аналог – bloomnation.com.

Qlean.ru – сервис уборки, западный аналог – homejoy.com

Youdo.ru – сервис заказа мелких поручений типа отвезти-привести, убраться и т.д., западный аналог – taskrabbit.com.

Boommy.ru – сервис продажи вещей P2P. Зарабатывают с комиссии за сделку 15%

Это далеко не все примеры. Важно понимать, что «уберизатор» — это не какой-то сайт или магазин, а более функциональная площадка в каком-то одном секторе рынка. «Уберизатор» не может быть «всем для всех»: сделать второй Ebay практически невозможно ввиду не только больших инвестиций, но и отсутствия фокусировки. Люди любят специализированный сервис.

Если вы находитесь в поисках идеи для стартапа, рекомендую прочитать мою статью Западные сайты и их аналоги в России  

 

***

Модель «уберизатора» выгодна всем участникам сделки. Продавцы могут быстро выйти на рынок, снять с себя продажную и маркетинговую функцию и быстро принимать заказы, концентрируя внимание на производстве. Покупателям важно удобство и время.

Если у нас получится сделать продажи кондитерам по более выгодной цене за клиента, то они будут с нами.

Что вы думаете по поводу развития «уберизаторов»: в каких нишах они будут востребованы, а в каких нет?

Будут ли кондитерские компании готовы платить комиссию?

Ответы и мнения пишите в комментариях.

Поделиться в соц. сетях

Блог, Общее
0
Похожие записи
Бюджет на запуск стартапа или реально ли сделать его за 100-200 тыс. руб.?
Как и где купить домен
10 новых советов при выборе домена + как и где купить домен для сайта, часть 2
Доли_2
Мы делили апельсин или тонкости распределения долей в стартапе

Оставьте Ваш комментарий

Ваш комментарий*

Ваше имя*
Ваша веб-страница