2bc951eaf1
Блог, Общее
0

«Уберизация» как современный тренд, ценность «уберизаторов» для партнеров и клиентов

Сегодня тема посредничества популярна как никогда. В этой  статье я пофилософствую о нашем будущем. Речь пойдет о том, как меняется наша с вами жизнь с приходом «уберизаторов» (назовем все площадки, сервисы, маркетплейсы и агрегаторы таким словом для удобства). Всеобщая «уберизация» экономики идет полным ходом, и пионерами в этой области были, прежде всего, IT-гиганты uber.com, alibaba.com, ebay.com, airbnb.com и др. Почему покупателю и продавцу выгодно пользоваться этими сайтами? Когда агрегатор Delivery Club начинал работать на рынке еды из ресторанов, многие скептически относились к этой идее. Говорили, что нет смысла делать такой проект, т.к. можно зайти на сайт любого ресторана и заказать там еду. Однако время (6 лет) и количество заказов (12-20 тыс. в день) доказали нам обратное: концепция единой площадки работает! Итак, давайте погрузимся в мир «уберизаторов» и попытаемся понять основные причины такого тренда, поговорим о том, где можно и нельзя сделать такой проект. Также спроецирую это на сервис «Море десертов», который тоже является «уберизатором» в нише тортов и кондитерских изделий. Итак, поехали!

 

Инновационная ценность «уберизаторов»

Т.к. «уберизатор» работает с двумя аудиториями, то надо рассмотреть вопрос – почему будет выгодно работать двум разным сегментам: покупателям и продавцам.

Для покупателя самая очевидная выгода – это время. Например, вы хотите пиццу и набираете через поисковик запрос «доставка пиццы в питере». У вас 2 варианта. Первый — залезть на 5-10 сайтов, сравнив меню, цены, почитать отзывы, условия доставки и оплаты в каждом. Второй вариант – вы можете воспользоваться сервисом типа Delivery Club в городе Санкт-Петербург, в котором вся информация структурирована. Если даже вы знаете, в каком ресторане самая вкусная пицца, то всегда хочется попробовать что-то новое. А искать долго не хочется, тем не менее интересно попробовать что-то  более вкусное/быстрое/дешевое и т.д., если привычное приелось. На «уберизаторе» вы на одном сайте анализируете, переваривайте информацию и принимаете решение о покупке. Этот вариант экономит вам время в разы. В оффлайн бизнесе – это как принцип одного окна. Можно бегать по нескольким инстанциям и подавать документы, а можно воспользоваться «единым окном», в котором подать и получить нужные документы намного проще.

Одно окно

Здесь я уже написал про второй фактор использования «уберизатора» — это удобство.  «Уберизатор» для конечного покупателя в идеале должен быть лучше/удобнее/быстрее и надежнее чем сервис любого партнера. В идеале еще сервис должен сулить какие-то бонусы или подарки (вспоминаются бонусные баллы при заказе еды все того же Delivery Club). И конечно не забываем про отзывы. Сегодня многие покупают в интернете только если есть положительные отзывы и отсутствуют отрицательные. Удобнее читать их на одном сайте, нежели заглядывать на 100500 разных сайтов.

…Итак, удобство и время – это 2 основных фактора, почему современные люди отдают предпочтение «уберизаторам», вместо «обычных компаний».  Если какой-то один из факторов не соблюдается, то целесообразность в «уберизаторе» отсутствует. Если покупатель видит, что сайт сервиса не удобный (например, в плане юзабилити или поиска), на нем нельзя решить их проблему — быстро сравнить товары, посмотреть информацию о скидках, акциях, почитать отзывы и сделать заказ, то он, скорее всего, закроет ваш сайт и перейдет на другой сайт. Сегодня это делается в два клика.

Какая ценность использования «уберизатора» для партнера? Надо понимать, что его бизнес состоит из разных процессов, но основными являются продажи. Продажи и прибыль нужны всем, чтобы развиваться и расти. Многие знают, как продавать, но не знают, как продавать МНОГО. Зато они – отличные производственники и делают качественные продукты: рестораны – блюда, цветочные магазины – цветы, кондитеры – торты и десерты. Однако сегодня важны все функции в совокупности – важно не только то, что вы производите, но и то, как вы это упаковываете. Последнее в наш век, пожалуй, важнее. Основная функция «уберизатора» — это как раз упаковывание. Сервис берет на себя одну или несколько бизнес-процессов партнера, делая ЭТО лучше, эффективнее и дешевле, чем это мог сделать сам партнер. Если сервис продает лиды своим партнерам по 30 руб. за каждого, а сам партнер их может купить, затратив на 1 лида 100 руб., то ему будет выгодно работать с таким «уберизатором», ведь за клиента он заплатит меньше.

small-business-franchise-solution

Вспомним, как работает франчайзинг. Предположим, что вы хотите купить франшизу. Чем вы будете руководствоваться в ее выборе? Какова будет выгода в ее покупке, нежели чем в открытии своего дела с нуля? Очевидно, что выбирая конкретную франшизу, вы покупаете систему более лучшую, чем сможете создать сами. Вы покупаете полное руководство как вести бизнес, т.е. по сути шпаргалку по маркетингу, продажам, технологию и т.д. За вас разжевали, положили в рот, а вам осталось только проглотить. Франчайзер упаковал это в коробку и продает вам. Ваша выгода – это лучшая система, обещающая бОльшую прибыль, чем та, которую вы строили бы сами с нуля. Выгода франчайзера – это развитие системы и бренда, открытие новых точек, с которых он получает роялти, паушальный взнос.

В «уберизаторах» принцип тот же. Например, вы – начинающий кондитер и хотите продавать торты на заказ. Если вы НЕ можете затрачивать на поиск клиентов меньше денег, чем это сделает «уберизатор», то продажи и нахождение клиента лучше отдать ему на аутсорс, а самим заняться производством, логистикой и развитием своего бренда. Каждый делает свое дело – один производит, другой продает: папа решает, Вася сдает 🙂

Еще один несомненный плюс «уберизатора» для партнера — это возможность быстро выйти на рынок со своим товаром. При наличии «уберизатора» в определенной нише, любой новичок-партнер уже с первого дня может получать прибыль. Поэтому вариант воспользоваться раскрученным «уберизатором» покажется лучше, чем, если бы партнер сам разбирался в тонкостях контекстной рекламы, настраивал таргет-рекламу и т.д.

 

Примеры «уберизаторов» в разных нишах

Фото уберизаторов

«Уберизировать» можно почти любую нишу. Приведу некоторые примеры удачных «уберизаторов» в России, которые снимают головную боль как с продавцов, так и с покупателей:

Taxi.yandex.ru сервис такси в России, берет комиссию за транзакцию, западный аналог — uber.com.

Deliveryclub.ru – сервис доставки еды и из ресторанов, конкуренты – zakazaka.ru, foodmenu.ru, obed.ru. Комиссия за заказ от 10 до 14%. Об этом сервисе уже не раз писал.

Flowwow.com – сервис доставки цветов, комиссия с заказа – 20%, западный аналог – bloomnation.com.

Qlean.ru – сервис уборки, западный аналог – homejoy.com

Youdo.ru – сервис заказа мелких поручений типа отвезти-привести, убраться и т.д., западный аналог – taskrabbit.com.

Boommy.ru – сервис продажи вещей P2P. Зарабатывают с комиссии за сделку 15%

Это далеко не все примеры. Важно понимать, что «уберизатор» — это не какой-то сайт или магазин, а более функциональная площадка в каком-то одном секторе рынка. «Уберизатор» не может быть «всем для всех»: сделать второй Ebay практически невозможно ввиду не только больших инвестиций, но и отсутствия фокусировки. Люди любят специализированный сервис.

Если вы находитесь в поисках идеи для стартапа, рекомендую прочитать мою статью Западные сайты и их аналоги в России  

 

«Море десертов» через призму «уберизации»

Море десертов уберизатор

Все выше написано относится и к нашему проекту «Море десертов», т.к. за продажи кондитера отвечает сервис, забирая комиссию от заказа. Я долго анализировал, почему и где мы будем успешно работать, и пришел к таким выводам:

  1. Наш сервис будет актуален в крупных городах-милионниках, полумилионниках, и городах с населением имеющих сотни тысяч человек. Как правило, это областные центры – Москва, Санкт-Петербург, Тверь, Казань и т.д. На них надо сконцентрироваться. Наоборот, сервис в маленьких городах, где всего несколько десятков или единицы кондитеров, работать не будет (см. ниже).
  2. Сервис будет популярен там, где есть значительная конкуренция между кондитерами, где каждый из них предлагает различный ассортимент и цены.
  3. Сервис будет актуален, если мы сможем привлечь много конечных клиентов (покупателей), периодически заказывающих торты и десертов. Это является движимой силой в любом «уберизаторе».

Где и для кого «Море десертов» будет не актуален:

  • В маленьких городах, где очень мало кондитеров и все их знают. Отсутствие конкуренции приводит к тому, что все равно к ним придут клиенты, т.к. «деваться некуда».
  • Для «раскрученных» кондитеров. Например, находящихся в ТОП 10 Яндекса или очень известные, которые и так получают много заказов, благодаря своему громкому имени. Например, Ренат Агзамов или Нина Тарасова.
  • Для кондитеров, которые делают нестандартные торты как предмет искусства. В этой индустрии есть такие компании, как, например, Фили Бейкер Премиум (где работает Ренат Агзамов), которые разрабатывают уникальные, непохожие и дорогие торты под заказчика. У них не массовое производство, а торты – это больше искусство, чем «тираж».

Итак, являясь более эффективным партнером, сервис «Море десертов» возьмет на себя их маркетинговую и продажную функцию кондитеров. Являясь маркетплейсом B2BcC, мы будем продавать клиентов нашим партнерам по более низкой цене, чем они сами могут купить, тогда работа с нами будет выгодной.

А пока меня терзают следующие вопросы: Сколько денег тратят кондитеры на привлечение клиентов в среднем в месяц? Сколько затрачивают на одного клиента? Какими каналами пользуются кондитеры при продвижении?

Мои рассуждения такие. Если вспомнить, то я разделял партнеров на две большие группы – домашние кондитеры и кондитерские компании.

Домашние кондитеры, которые весьма ограничены в бюджете, продвигают страницы в социальных сетях (Инстаграм, Вконтакте), практически не вкладывая в это значительных ресурсов на рекламу и ведя страницу самостоятельно. Их затраты – это время, при этом развиваются они больше по сарафанному радио, не имея значительных заказов. Скажем, кондитер из города Д. имеет 1 заказ в день и этого вполне хватает для данного кондитера, т.к. работа есть каждый день.

А вот кондитерские компании  чаще всего делают ставку контекстную рекламу, и постоянно стремятся к расширению производства и развитию. Затраты на контекст можно и нужно проанализировать. В дальнейшем, когда в проекте будут какие-то цифры, следует считать экономику маркетплейса более подробно.

vidi-franshiz4

 

***

Модель «уберизатора» выгодна всем участникам сделки. Продавцы могут быстро выйти на рынок, снять с себя продажную и маркетинговую функцию и быстро принимать заказы, концентрируя внимание на производстве. Покупателям важно удобство и время.

Если у нас получится сделать продажи кондитерам по более выгодной цене за клиента, то они будут с нами.

Что вы думаете по поводу развития «уберизаторов»: в каких нишах они будут востребованы, а в каких нет?

Будут ли кондитерские компании готовы платить комиссию?

Ответы и мнения пишите в комментариях.

Поделиться в соц. сетях

Блог, Общее
0
Похожие записи
TZ_3
ТЗ на разработку логотипа
citati
Как контролировать свое время, планировать и работать эффективнее, часть 1
Кради как художник_1
11 сайтов, с которых я черпал идеи для своего стартапа

Оставьте Ваш комментарий

Ваш комментарий*

Ваше имя*
Ваша веб-страница