Бюджет на запуск стартапа или реально ли сделать его за 100-200 тыс. руб.?
Очень часто молодые и неопытные стартаперы не понимают, какой бюджет нужно закладывать на разработку IT-проекта. Сами программисты говорят, что к ним периодически обращаются заказчики, которые хотят сделать «второй Авито», «второй Вконтакте», «второй Ebay» или другой клон успешного оригинала. Волна на такие запросы не спадает, и стартаперы думают, что если они сделают проект-аналог, то все получится, и прибыль будет течь в карманы рекой. Об ошибочности этой гипотезы я писал ранее в статье про бестолковые стартапы. А ведь помимо разработки нужно еще и раскрутить продукт, чтобы люди вас знали и покупали. Сколько нужно инвестиций? Я не говорю про инвесторов и венчурные фонды, которые подключаются на более поздних этапах развития проекта. Речь идет о деньгах со-основателей, которые они вкладывают в проект помимо собственной работы. На начальном этапе таких денег очень мало, но амбиций хоть отбавляй. Зададимся вопросами «Сколько денег нужно, чтобы создать и раскрутить проект?», «Реально ли сделать стартап, если у вас есть всего 100-200 тыс. руб.?», «Куда потратить деньги, как обеспечить продажи и вытянуть проект?».
Как оценить бюджет на разработку проекта
Если у вас есть конкуренты, или ваш IT-проект функционально очень похож на проект конкурентов, то можно очень точно прикинуть стоимость разработки. Лучше всего посмотреть, кто делал сайт (ссылка в футере) и поговорить напрямую с разработчиком о стоимости такого проекта, выяснив все нюансы и подводные камни. Если конкурентов у вас нет, то здесь сложнее. Только «ИДЕЮ» оценить сегодня сложно. Программисты потребуют вменяемое ТЗ, дополненное сценарным описанием и списком требований к создаваемой системе. Если вы не хотите писать ТЗ, то и цену вам скажут очень примерную. В действительности, если вы все же решитесь на ТЗ, то цена может отличаться на порядок. У меня такое уже было, поскольку, когда начинаешь расписывать более детальные задачи по проекту, человек говорит совсем другие цифры.
Бюджет на разработку должен обязательно содержать «запас прочности» на случай того, если вы и программист не поняли друг друга в той или иной задаче. Например, вы хотите, чтобы при нажатии кнопки «Далее» появлялся java-скрипт, а программист это сделал ссылкой на другую страницу. Вы говорите, что нужно было делать совсем не так, а программист указывает на ТЗ и кивает на доработку. Все, что не прописано в ТЗ, может стать камнем преткновения между вами и кодером. В лучшем случае это будет мелочь как в примере. В худшем, если придется переделывать логику. Поэтому все же рекомендую закладывать резерв примерно +30-50% от исходного бюджета на разработку. Создание стартапа похоже на строительство дома или ремонта квартиры: где-то вы не учли ряд моментов, где-то обсчитались, и цена на работы подрядчика будет увеличена.
Итак, можно оценить бюджет у разработчика только по похожим работам, либо составлением детально проработанного ТЗ, второй метод потребует от вас временные и финансовые затраты. В любом случае ваш бюджет должен содержать «запас прочности» на разные случаи.
Сколько нужно закладывать на раскрутку
Довольно часто бывает так, что на маркетинг денег у основателей не хватает. Или они закончились. Если речь идет об IT-стартапе, то после запуска нужен комплексный интернет-маркетинг: SEO-оптимизация, контекстная реклама, работа в соцсетях, скрытая реклама и т.д. Поэтому когда у вас только идея, нужно продумать, сколько потребуется денег, чтобы донести ее до клиентов. Раскрутка – это необходимые затраты, если вы не можете определить, сколько денег брать на раскрутку, то прибавляйте еще +50% к исходной стоимости проекта. Опять же лучше всего поговорить с экспертами и вместе подсчитать затраты на каждый канал продвижение. Это поможет вам составить всю картинку целиком и выявить наиболее перспективные каналы, на которые нужно делать упор в первую очередь.
На начальном этапе необходимо затрачивать деньги для привлечения первых клиентов. Очень важно определить стоимость одного клиента. Его можно вычислить только практическим путем. Запустите MVP и дайте контекстную рекламу на сумму 500-1000 руб. в день. (Google.Addwords и Яндекс.Директ в помощь). Так вы сможете понять цифры.
На что вообще НЕ нужно тратить деньги
Часто бывает такая ситуация, когда на старте основатели обеспечены деньгами и не считают их. Арендуется дорогой офис в центре Москвы, закупается первоклассная мебель, офисная техника последних трендов. Деньги улетают, а когда дело доходит до промоушэна или доработки проекта, денег больше нет. Лучше всего, если на старте проекта делать все в «гараже», постепенно развиваясь. Именно так и начинают многие стартаперы. Не стоит тратить деньги направо и налево. Гораздо лучше и эффективнее начинать налаживать обратную связь с клиентами, выясняя их потребности. Принцип consumer development – это постоянная работа с клиентами и усовершенствованием продукта.
Неполный список того, на что бестолково расходуются деньги в стартапе в самом начале:
— аренда большого офиса. Вполне возможно обойтись маленьким офисом, квартирой одного из основателей или не иметь офиса. Также можно воспользоваться услугами коворкинг-центров, где за вполне нормальные деньги можно снять рабочее место с компьютером и интернетом.
— расходы на содержание и обустройство офиса (мебель, оргтехника, «плюшки» и т.д.). Здесь некоторые не мелочатся и покупают сразу дорогие кожаные кресла, дубовые столы, а также не дешевые компьютеры. «Так это же все нужно?» — спросит читатель. Да, но нужно быть скромнее. Опять же, коворкинг в этом плане является наиболее экономичным вариантом, где «все включено».
— большие зарплаты основателей. Начиная бизнес, не стоит рисовать большие зарплаты. Можно обойтись минимальными суммами, а лучше всего в первые месяцы жизни вообще не вынимать деньги из стартапа. Большие зарплаты подразумевают большие налоги, а это нагрузка на молодой и неокрепший стартап.
— услуги дорогих специалистов. Думаю, нет смысла обращаться в супер-мега-экспертную компанию №1 в России по разработке сайтов типа Coalla или дизайн студию Артемия Лебедева. Но и с фрилансерами нужно быть осторожнее. Лучше всего выбрать золотую середину.
— необоснованные расходы на собственные нужды. Всем хочется денег, поэтому работая в стартапе бок о бок с другими людьми, не стоит выписывать счета на необоснованные командировки, дорогущие и бесполезные курсы, а также покупать себе вещи для личного пользования.
— и т.д.
Список можно продолжать долго. Важно понимать, что деньги в стартапе должны направляться преимущественно на нахождение потока клиентов и проверку ряда гипотез. Не следует транжирить.
У меня всего 100-200 тыс. руб., хватит ли мне их?
Обратной стороной медали транжирства является прижимистость. Это довольно типичная ошибка, когда человек, скопивший «капитал» в 100-200 тыс. руб. думает открыть свое дело. Начитавшись историй успеха и насмотревшись красивых графиков роста, он решает запускать стартап, ведь это очень доходное дело. Денег впритык, но все равно хочется…
Опуститесь на землю! Давайте трезво взглянем на вещи и снимем розовые очки. Ни один известный успешный стартап не обошелся «малой кровью» и малыми деньгами. Сумма в 100-200 тыс. кажется сегодня настолько малой, что ее едва хватит, чтобы покрыть минимальные расходы при запуске. А расходы тут не малые. Если вы делаете, например, площадку для ресторанов типа Delivery Club, на которой рестораны доставляют свою продукцию клиентам, то разработка такого сайта обойдется вам в сумму от 300 тыс. руб. и выше и работы в 3-5 месяцев. Если вы хотите сделать, скажем, сервис по подбору фотографа онлайн типа fotogazon.ru, то готовьте от 1 млн. руб. на сложную IT-структуру. Можно, конечно, сделать дешевле раза в 2, но не всегда тот, кто берет дешевле, сделает это качественно, да и вообще может не сделать. Об отличии фрилансера от фирмы и я уже писал. Важно оценивать риски на берегу!
Если вы скопили 100-200 тыс. руб. и хотите сделать высокодоходный стартап, то мой совет – отнесите эти деньги в банк, поскольку с великой долей вероятности вы их потеряете. Такой суммы очень мало, ее едва хватит на разработку, а может быть и не хватит вообще. Лучше всего подкопить денег. Ни в коем случае не занимайте в долг. Стартап – это высоко рискованная игра и ставки в ней высокие. Если вы занимаете деньги или влезаете в кредит, то с большой доле вероятности, вас накроет с головой, и еще останетесь должны. Вспомните, что произошло с героем-стартапером ZaTennis, ошибки которого я разбирал в этой статье.
Так на что же хватит 100-200 тыс. руб.? В лучшем случае можно попробовать сделать сырой вариант MVP. Но это при условии, что деньги на дальнейшее продвижение вы найдете инвестиции или вы привлечете партнера. Лучше всего, если партнер с финансами будет у вас с самого начала. Я совершил типичные ошибки, когда начинал один, решил делать сразу полный вариант проекта (а не выпустил на рынок MVP). В результате срок разработки затянулся прилично. По моим подсчетам, я потерял около 6 месяцев на бесполезную работу. Но это отдельная история, о которой я расскажу как-нибудь потом.
***
Наличие денег не гарантирует успех, равно как и их отсутствие. В заключении хотелось бы привести некоторые мифы об ошибочных бюджетах, которые являются итогом этой статьи:
Миф №1. Потратим на разработку всего 100 тыс. руб. Их точно хватит! Лучше все остальные деньги пустим на рекламу, офис, обустройство и печеньки. А может из них себе зарплату выплачивать или наймем супер крутого менеджера, он точно вырулит дело.
Миф №2. О чем вы говорите (о цене на разработку)? Тут же все просто как «2*2=4», всего лишь месяц работы? Как может ЭТО стоить 500 тыс. руб.? Такое точно стоит явно меньше. Вон, на фрилансе сделают в 3 раза дешевле.
Миф №3. Сделаю сайт за 100 тыс. руб. и можно забыть о программисте. Зачем ему платить дальше, ведь сайт-то работает? Программист же нужен только для запуска.
Миф №4. Зачем нам нужна реклама. Если сделаем хороший продукт, клиенты и так потекут рекой. Бюджет на рекламу? Да ладно! Самое главное – отточенный продукт, который должен быть многофункциональный и удобный.
Миф №5. Возьму кредит в банке и откроюсь! Пусть у меня всего 100 тыс., но кредитных средств будет еще +500 тыс. руб. Их точно хватит для запуска стартапа.
И еще море похожих мифов…
Думайте сами, решайте сами!